Зоотроп


Зоотро́п (от др.-греч. ζωή «жизнь» + τροπή «вращение») — устройство для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на персистенции, то есть инерции человеческого зрения. Изобретателем зоотропа считается Уильям Джордж Горнер, но упоминания о подобном приборе встречаются в китайских летописях от 180 года н. э. Зоотроп является трансформацией фенакистископа Жозефа Плато[1].

В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пять, десять и более дюжин картинок, тогда как диски не могли вместить больше двух дюжин[1].

Самый простой зоотроп был создан ещё в Китае около 180 н. э. изобретателем Дин Хуанем (кит. 丁緩). Изобретение Дин Хуаня было основано на явлении персистенции.[2]

Современный зоотроп был изобретен в 1833 году британским математиком Уильямом Джорджем Горнером[3]. Сам он назвал своё изобретение «дедалеум» (в честь Дедала) или «колесо дьявола». В 1860 году француз Девинь и американец Уильям Ф. Линкольн (англ. William F. Lincoln) закрепили за всеми подобными устройствами название «зоотропа».

Наиболее замечательным в зоотропе является то, что рисунки в нём нарисованы на ленте из тонкого картона. Это было не что иное, как прототип современной кинопленки. Мысль продолжить эту ленту до бесконечности привела Рейно, а возможно и Марэ и Эдисона, к представлению о современном фильме.