Императорская Академия художеств


Импера́торская Акаде́мия худо́жеств — высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в Санкт-Петербурге в период с 1757 года до его упразднения в 1918 году правительством Российской Советской Республики[1].

Пётр I осознавал, что для осуществления его идей о благе России является необходимым не только распространение в стране образования, но и насыщение народной жизни искусством, как важнейшим элементом истинной культуры. С этой целью Петром была основана рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии. В школе работали учителя рисования. Школа, находящаяся в ведении директора типографии М. П. Абрамова, пользовалась особым вниманием Пётра I. В официальных документах школа именовалась «Академией». «Его Величество был в Академии, срисовали человека» записано в «Юрнале» от 3 ноября 1715 года. Школе Пётр в особой инструкции предписывал: «… чтобы обучение в ней велось по правилам и по всем отраслям искусства».[2]

В 1716 году художники Александр Захаров, братья Иван и Роман Никитины, а также архитекторы Пётр Еропкин и Фёдор Исаков были направлены в Академию изящных искусств во Флоренции; архитекторы Иван Устинов и Иван Коробов, художник Андрей Матвеев — в Голландию; гравёр Степан Коровин — в Париж, гравёр Фёдор Черкасов — в Италию. В проекте об учреждении Санкт-Петербургской Академии наук (28.01.1724) говорится: «… ныне в России здание к взращению художеств и наук учинено быть имеет» и далее «довольно-б членов о совершенстве художеств и наук трудились».[3]

За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Проект «учреждения Академии разных художеств» царю представил механик-изобретатель А. К. Нартов. На плане будущего города Санкт-Петербурга, составленном Ж.-Б. А. Леблоном (1717), близ усадьбы генерал-губернатора А. Д. Меншикова на Васильевском острове предусматривалось здание «Академии всех искусств и ремёсел». В проекте Нартова наряду с подготовкой «архитекторов цивилис» подчеркивалась необходимость создания классов гравировальных, иконописных, токарных, обучение «мастеров фонтанных дел», слесарных, плотников, литейщиков, оптиков, оловяннщиков, медников[4]. Такой подход соответствовал эстетике того времени: неразделённости искусств на «изящные» и «механические». Проект Академии до отъезда в 1716 году для обучения в Италию предлагал архитектор П. М. Еропкин. Свой проект Академии художеств предлагал и французский живописец Луи Каравак, с 1716 года работавший в России. Однако со смертью императора Петра Великого в 1725 году эти начинания прервались.


Основатели академии — И. И. Шувалов и А. Ф. Кокоринов
Особняк И. И. Шувалова на Итальянской улице. Здание где первоначально размещалась Императорская Академия художеств.
И. И. Бецкой — президент Академии художеств (1764—1794)
«Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года», картина В. Якоби
А. И. Мусин-Пушкин — президент Академии художеств (1794—1797)
Огюст де Шуазель-Гуффье — президент Академии художеств (1797—1800)
А. С. Строганов — президент Академии художеств (1800—1811)
А. Н. Оленин — президент Академии художеств (1817—1843)
Максимилиан Лейхтенбергский — президент Академии художеств (1843—1852)
Великая княгиня Мария Николаевна — президент Академии художеств (1852—1876)
Вторая античная галерея (1836)
Великий князь Владимир Александрович — президент Академии художеств (1876—1909)
Великая княгиня Мария Павловна — президент Академии художеств (1909—1917)
Большая золотая медаль (первого достоинства) Императорской Академии художеств
Большая серебряная медаль (первого достоинства) Императорской Академии художеств
Малая серебряная медаль (второго достоинства) Императорской Академии художеств
Золотая медаль имени Виже-Лебрен
Панорамный вид здания Академии художеств в Санкт-Петербурге
Панорамный вид здания Академии художеств в Санкт-Петербурге
Колонна выпускникам Академии