Ибн Каййим аль-Джаузия


Шамсудди́н Абу́ ’Абдулла́х Муха́ммад ибн Абу́ Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя (араб. ابن قيم الجوزية‎; 29 января 1292, Дамаск — 16 сентября 1350, там же) — мусульманский богослов, толкователь Корана, хадисовед, видный представитель ханбалитской школы мусульманского права[2].

Прозвище «ибн Каййим аль-Джаузия» закрепилось за Шамсуддином, потому что он был сыном опекуна медресе Джаузия в Дамаске (арабское слово «каййим» (араб. قـيّم‎) можно перевести на русский язык как «уполномоченный» или «опекун»)[3][4].

Его полное имя: Абу ’Абдуллах Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн Хариз ибн Макки Зайну-д-дин аз-Зур’и ад-Димашки. Родился в Дамаске седьмого числа месяца сафар 691 года по хиджре[3][5].

Он рос и воспитывался в доме глубоко верующих людей в атмосфере набожности и благочестия. Знания он начал получать ещё в детстве, будучи менее семи лет от роду. Начальное образование Ибн Каййим получил от отца в Дамаске. Затем учился праву, каламу, арабскому языку и литературе у известных учёных-богословов Дамаска[5]. В то время этот город славился своими учёными-богословами. Позже молодой Шамсуддин отправился в поисках знаний в Египет[3].

Ибн Каййим был разносторонне образован[2]. Так, знания хадисов он приобретал у судьи Такиуддина ибн Сулеймана, Исмаила ибн Мактума, Фатимы бинт Джаухар и других. Арабскому языку он учился у Али ибн Абу аль-Фатх Баали и под его руководством изучал книги «аль-Мулаххис» Абу-ль-Бака’а, «Джаржания», «Альфию ибн Малика», а также такие книги, как «аль-Кафия уа-ш-Шафия» и «Тасхиль». Знание усуль (основ) и фикха он приобретал у таких шейхов, как Сафиуддин аль-Хинди и ибн Таймия, а также у шейха Исмаила ибн Мухаммада аль-Харани, под руководством которых изучал книги «ар-Рауда» Ибн Кудамы, «аль-Ахкам» Амидия и многие другие[3].

Имя Ибн Каййима неразрывно связано с Ибн Таймиёй[5]. С ним он не разлучался с начала проповеднической деятельности последнего в Египте в 712 году хиджры[3]. В 1326 году они оба были заключены в тюрьму. Ибн Каййим был отпущен только после смерти Ибн Таймии в 728 году по хиджре[2]; в период своего заключения Ибн Каййим занимался чтением Корана, размышляя над ним[3].