Иваново-Северный


Способен принимать самолёты Ил-76, Ан-22, А-50, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

Строительство аэродрома началось в 1935 году. Осенью 1936 года сформирована 19-я бомбардировочная авиабригада. На вооружение бригады поступили сначала самолёты Р-5 и ТБ-3, затем ДБ-3. В июле 1938 года бригада была переформирована в 6-й дальнебомбардировочный авиационный полк. Летом 1939 года 6-я (истребительная) эскадрилья полка воевала на Халхин-Голе. Осенью 6 дбап убыл на войну с Финляндией. На аэродроме осталась только охрана. В 1940 году здесь формируется 165-й резервный бомбардировочный авиаполк, а вскоре начали поступать СБ. Полк преобразовали в учебный. На его базе организована высшая школа штурманов, которой руководил известный авиационный навигатор генерал-майор Спирин И. Т. Лётный состав высшей школы штурманов с начала Великой Отечественной войны принял участие в боевых действиях на самолётах ТБ-3 и СБ.

С началом войны изменился профиль школы. В ней стали обучать штурманов и ночных бомбардировщиков. В это время на аэродроме базировался полк и три авиационные эскадрильи по 25—30 самолётов в каждой. Начали поступать самолёты ДБ-3Ф (Ил-4).

В сентябре 1941 года школу перевели в Мары — подальше от линии фронта, которая продолжала приближаться к Москве. На аэродроме базировалась бомбардировочная авиация.

29 ноября 1942 года на аэродром с дружеским визитом прилетели французы — всего 58 человек, из них: 14 — лётчики, начальник штаба эскадрильи, старшина и врач. Первыми прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба эскадрильи старший лейтенант Ж. де Панж. Кроме Пуликена в числе первых 14 лётчиков прибыли Ж. Тюлян, А. Литольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, Марсель Лефевр, Ролан де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, Марсель Альбер и Н. Кастелен. Группу технического состава из 41 человека возглавлял авиационный инженер А. Мишель. Именно они составили костяк формирующейся истребительной авиационной эскадрильи «Нормандия-Неман», в честь которой в городе назвали улицу около аэродрома. С декабря 1942 года по март 1943 года французские лётчики проходили подготовку на истребителях Як-1 и Як-7. В середине марта 1943 года на аэродром прибыли глава военной французской миссии генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С. Т. Левандович.

Школа штурманов и ночных бомбардировщиков была возвращена из Мары в 1944 году. В составе школы были сформированы четыре полка, один из которых базировался на Северном аэродроме.