Иваново детство


«Ива́ново де́тство» — военная драма и первый полнометражный фильм режиссёра Андрея Тарковского, снятый в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» о мальчике, который, потеряв на войне родителей, стал разведчиком в тылу врага. По словам режиссёра, он хотел передать всю противоестественность войны и выбрал тему детства, так как оно «больше всего контрастирует с войной»[1].

Фильм принёс Тарковскому всемирную славу и был удостоен «Золотого льва» 23-го Международного кинофестиваля в Венеции, а также ряда других призов.

В серии снов и разговоров между различными персонажами выясняется, что мать и сестра Ивана (и, возможно, его отец-пограничник) были убиты. Мальчик одержим ненавистью и желанием отомстить за смерть своей семьи и других жертв немецких захватчиков. Вскоре он присоединяется к группе партизан и только в снах возвращается в беззаботное довоенное время.

В начале фильма Иван пересекает болото, после чего его перехватывают советские солдаты и ведут к молодому лейтенанту Гальцеву. Лейтенант не верит словам мальчика, что он с другого берега, поскольку там засел противник. Сам же Иван настаивает на том, чтобы лейтенант доложил о нём в штаб. Иван также встречает капитана Холина, давнего знакомого семьи. Подполковник Грязнов велит мальчику подготовить отчёт о патрулях немцев, а затем даёт указание отправить его в Суворовское училище. Иван отказывается ехать в тыл и хочет помочь военным. Тем не менее Грязнов приказывает отправляться в училище. Мальчик сбегает. По дороге он натыкается на сгоревшую деревню. В руинах одной из изб Иван встречает старика, чью жену расстреляли немцы. Грязнов находит Ивана и увозит его с собой, перед отъездом мальчик оставляет старику немного еды. Тем временем Холин знакомится с молодой медсестрой Машей, они влюбляются друг в друга, но, понимая, что во время войны не могут быть вместе, пытаются подавить свои чувства.

В подвале разрушенного храма Гальцев даёт Ивану трофейный сборник гравюр Альбрехта Дюрера, однако тот, оказавшись свидетелем сожжения книг нацистами, не верит, что у немцев могут быть художники и писатели. Оставшись один, Иван вспоминает зверства, совершённые немецкими захватчиками, и, найдя немецкий мундир, со слезами на глазах представляет, как берёт в плен офицера. Ночью Холин и Гальцев переправляют Ивана через болото. Выйдя на берег, они расстаются — Иван уходит в лес на разведку, а Холин и Гальцев возвращаются, по пути подобрав тела двух повешенных разведчиков. Вернувшись в штаб, Холин узнаёт, что Гальцев перевёл Машу в тыловой госпиталь.