Иванов, Михаил Матвеевич


Михаи́л Матве́евич Ива́нов (1748, Новгород — 16 [28] августа 1823, Санкт-Петербург) — русский живописец и акварелист, один из основоположников и главных мастеров классицистического пейзажа последней трети XVIII века. Академик (с 1785; ассоциированный член — «назначенный» с 1779) и профессор (с 1800) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, хранитель отдела рисунков императорской коллекции в Эрмитаже (с 1792).

Сын солдата Семёновского полка. 3 августа 1762 года, вместе с братом Архипом был принят в Академию художеств в Петербурге, В 1764 году учился в «лакирном классе», вероятно, росписям по лакам. Затем его переводят в класс «живописи птиц, зверей, цветов и плодов», был учеником И. Ф. Гроота. В 1769 году получил 2-ю серебряную медаль, 30 июля 1770 года — 2-ю золотую медаль за написанный по программе пейзаж «Оливковое дерево, на котором повешены кирасы, сумы и другие военные знаки с именем на оных ея величества, а под оными — несколько военных людей и пастухов с пастушками, играющих на их инструментах и веселящихся, украшенное солнечным сиянием, лесом, полями и ручьями», получает право на пенсионерскую поездку в Европу.

В Париже (1770—73) учился у Жана-Батиста Лепренса, по указанию которого занялся копированием пейзажей с известных мастеров и писанием эскизов для большой картины (ноябрь 1771 года). В 1772 году пишет композиции «Пастух с пастушкой» (в Третьяковской галерее сохранилось два красивых подготовительных рисунка, выполненных в мягкой живописной манере) и «Домашнее упражнение во дворе» («Доение коровы», 9 × 12 см, Русский музей).

«В картине „Доение коровы“ показана жанровая сценка в сарае. Изображая её по чужеземной натуре, Иванов, очевидно, стремился внести в неё по воспоминаниям национальные русские черты. Картина эта обнаруживает развивающееся дарование молодого художника, его интерес к простой, обыденной жизни. Реалистические тенденции, стремление к естественности обращают внимание Иванова и на наследие старых голландских и фламандских жанристов. Ими в это время под влиянием Дидро увлекались молодые передовые французские художники, ища опору своим демократическим и реалистическим устремлениям. Иванов таким образом включается в передовое художественное движение. Мягкая живописная манера картинки, её красивая рыжевато-оливковая гамма свидетельствуют о росте мастерства Иванова»[2]

Из Парижа 19 июня 1773 года, вместе с братом Архипом, отправляется в Рим, где рисует с натуры пейзажи, изучает и копирует произведения признанных мастеров пейзажной живописи. В 1776 году посылает в Академию Художеств копию с Бенедетто Кастильоне и несколько рисунков, сделанных с натуры. В последние годы своего пребывания за границей Иванов много путешествует, побывав в Сицилии, Испании, Швейцарии, пишет пейзажи с натуры. По возвращении в Россию в августе 1779 года был признан «назначенным», то есть кандидатом в академики.