Играбельность


Игра́бельность (англ. playability) — качественная характеристика игрового процесса; степень, определяющая, насколько приносит удовольствие и удовлетворение игра во время интерактивного взаимодействия игры и игрока[1][2][3][4].

В общем случае нет строгого и стандартного определения термина «играбельность». Так, это понятие может рассматриваться как «множество свойств для описания опыта игрока при использовании определённой игровой системы, призванной развлекать игрока и приносить ему удовольствие посредством убедительного удовлетворения потребностей игрока, будь то в одиночной игре или в компании»[3][5]. В то же время, термин может рассматриваться в контексте пользовательского интерфейса и взаимодействия с игрой: «играбельность представляет собой сочетание игрового процесса и интерфейса пользователя, что объединяет концепты интуитивности, ненавязчивости, удовольствия и игрового вызова»[6]. Однако чтобы избежать конфликтов терминов, в ряде случаев связь с интерфейсом опускают.

Улучшение играбельности ставит перед собой простую задачу: сделать так, чтобы игроку было приятно во время игры[7]. Как следствие, играбельность представляет собой степень того, насколько пользователь получает желаемое, что выражается в удовлетворении игровым контекстом, который зависит от игрового процесса, качества сюжета и других составляющих[3][8]. К факторам, определяющим играбельность, также относят удобство интерфейса, контроль происходящего, ответная реакция игрового мира, качество интеграции, возможность настройки, сложность, стратегичность и др[3].

При более подробном рассмотрении играбельности, её значение может быть определяться исходя из следующих характеристик[9]:

Таким образом, играбельность является сложным процессом, так как зависит от множества факторов и при этом может рассматриваться с разных точек зрения и построения архитектуры[10].