Игра на вылет (фильм, 1972)


«Игра на вылет» (англ. Sleuth, дословно Сыщик, Ищейка) — детективный триллер Джозефа Манкевича 1972 года по сценарию, написанному Энтони Шаффером на материале собственной пьесы. Исполнители единственных ролей Лоренс Оливье и Майкл Кейн за актёрские работы в ленте выдвигались на премию «Оскар».

35 лет спустя, в 2007 году, в ремейке данного фильма («Сыщик»), где сценаристом выступит Гарольд Пинтер, снова снимется Майкл Кейн, только уже в роли Эндрю Уайка.

Богатый аристократ, преуспевающий автор детективов Эндрю Уайк (Лоренс Оливье), привыкший воспринимать жизнь как игру, приглашает в дом любовника своей жены, владельца нескольких парикмахерских Майло Тиндла (Майкл Кейн), предлагая ему забрать жену, а также прихватить из дома дорогие украшения, которые пойдут на её содержание. После того как Майло соглашается и начинает действовать, Эндрю заявляет, что обманул его. На самом деле он планирует застрелить Майло якобы при попытке ограбления, и когда Майло в страхе убегает, Эндрю стреляет ему вслед холостыми патронами. Несколько дней спустя в доме Эндрю появляется полицейский инспектор Доплер, заявляющий, что разыскивает пропавшего Майло. Вскоре он обнаруживает доказательства убийства Майло, заставляя Эндрю сознаться в том, что происходило в доме. После этого инспектор снимает грим, и оказывается, что это Майло, который предлагает продолжить игру. Он сообщает, что убил любовницу Эндрю, разбросав по дому компрометирующие Эндрю улики. Когда Майло с видом победителя сообщает о скором прибытии полиции, Эндрю не выдерживает и стреляет в Майло.[1]

Все остальные актёры, указанные в титрах, не существуют и были выдуманы для того, чтобы зритель весь фильм ждал появления новых персонажей.

В фильме, обладающем острой интригой и держащем в напряжении до самого конца, затрагиваются темы морального разложения как старой аристократии, погрязшей в социальных и расовых предрассудках, так и новой буржуазии, готовой ради богатства пойти на преступление.

Историк кино Роб Никсон назвал картину «грандиозным зрелищем, полным перипетий и трюков как со зрителями, так и с персонажами, которое чудесно разыграли два выдающихся актёра»[2]. По мнению Дайера, «хотя этот независимый фильм и несравним с лучшими режиссёрскими работами Манкевича 1940-х и 1950-х годов, он стал потрясающей демонстрацией двух актёров в двух единственных ролях в этом фильме»[3].