Иезекииль


Иезекии́ль (Иезекиил; др.-евр.יחזקאל‏‎, Й’хезкэль[2]; ивр.יְחֶזְקֵאל‏‎, Йехезкэль; — «Бог укрепит») — согласно христианскому учению, один из четырёх ветхозаветных «великих пророков»; в иудаизме — один из трёх «великих пророков» (Исаия, Иеремия, Иезекииль), жил в правление иудейского царя Иехонии[2]. Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э.[2]). История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем — «Книге пророка Иезекииля» — и занимающей в христианском Ветхом Завете третье место в ряду книг великих пророков (после «Исаии», «Иеремии» и перед «Даниилом»)[3]. Ему принадлежит описание тетраморфа — четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зо́ар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека[4].

Память в Православной и католической церкви отмечается 21 июля (3 августа) (соответственно по юлианскому и григорианскому календарям). Личное имя Йехезкель (в идише — Хацкл, Ехескл) популярно среди евреев.

Родился в городе Сарир[5] (Иудея) около 622 года до н. э. в семье священника Вузии. Его называют современником пророков Иеремии[6] и Даниила[7].

В 25-летнем возрасте[8] с первым караваном пленных в 597 году до н. э.[9] Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, у него было видение, с которого в 5-й год от пленения царя Иоакима (по другим данным речь идет об Иехонии[5]) — 592 году до н. э. — началось его пророческое служение (5-й день 4-го месяца).

В это время Иезекиилю было около тридцати лет. Затем по вдохновению (по указанию Бога, см. Иезекииль, 4:1 — 8 и др.) он принимает на себя ряд испытаний. Бог временно делает его немым (Иез. 3:26) и дает задание изобразить осаду Иерусалима для того, чтобы показать израильтянам свое недовольство их действиями. Так он 390 дней спит на левом боку (Иез. 4:4) и еще 40 — на правом (Иез. 4:6). Затем он ест лепешки, испечённые на коровьем навозе (Иез. 4:15). Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1). В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18). Дом пророка в Тель-Авиве (в Месопатамии), как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди.

Около 571 года до н. э. пророк скончался. По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве[5]. По другой версии он был побит камнями коленом Гада[1]. Могила в Ираке в Эль-Кифль[en]. По другим данным, пророк был похоронен на острове Арал-Пайгамбар, на реке Амударья, вблизи города Термез (Узбекистан)[11].