Иеремия


Иереми́я (др.-евр.יִרְמְיָהוּ‏‎, Йирмея́ху — «Господь возвеличит»; ок. 655 г. до н. э., Анатот (Анафоф), Иудея — после 586 г. до н. э., Египет) — второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, автор книги пророка Иеремии и книги «Плач Иеремии».

Пророк Иеремия жил спустя 100 лет после Исаии (первого). В это время Ассирия начала терять своё могущество, а власть Вавилона становилась всё сильнее. Падение Ассирии не могло быть предотвращено даже с помощью Египта. Заключив союз с мидийцами, вавилонский царь Набопаласар в 612 году до н. э. занял столицу Ассирии Ниневию.

Войска египетского фараона Нехо II в 609 году до н. э. напрасно спешили на помощь ассирийскому царю, попытка оказать ему помощь оказалась безуспешной. Зато им удалось на несколько лет установить власть над Иудеей. В 605 году до н. э. вавилонские войска разбили египтян в битве при Каркемише, и Иудея стала данником Вавилона. Цари Иудеи пытались освободиться из-под власти Вавилона, ища поддержку у Египта. В 602 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 587 г. до н. э. окончательно захватил Иудею и увёл в плен большую часть жителей страны (вавилонский плен).

Иеремия, пожалуй, живее, чем его современники, реагировал на сложные внешнеполитические проблемы. Стремясь спасти свою родину, он приложил немало усилий для того, чтобы повернуть политику царедворцев в иное русло, однако его попытки не увенчались успехом. Оправдались его пророчества, крах официальной политики, падение Иерусалима, бедствия народа. Выходец из семьи священника, Иеремия начал пророчествовать совсем молодым, во времена правления Иосии. Свою миссию, как и Исаия, он сводит к Божественному предназначению: «И было ко мне слово Яхве: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя… И простёр Яхве руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Яхве: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:4,9).

Иеремия испугался столь великой задачи, считая себя слишком молодым: «О, Яхве, Боже! Я не умею говорить, ибо я ещё молод» (Иер. 1:6). И позднее Иеремия считал задачу непосильной для себя, хотя и сделал всё для выполнения миссии пророка.

Не добившись успеха, он горько жаловался Яхве: "Ты влёк меня, Яхве, — и я увлечён, ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Яхве обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о нём и не буду более говорить во имя его»".