Иерусалимский собор


Иерусали́мский собо́р (Апостольский собор) — раннехристианский не вселенский церковный собор, проходивший около 49 года[1] (по другим данным — в 50 или 51 году) в Иерусалиме с участием апостолов, созванный для разрешения спора между Павлом и некоторыми иудеями-христианами о том, должны ли христиане соблюдать Закон Моисея. Иерусалимский собор был важным событием в истории христианства, став прообразом вселенских соборов. Решение собора, именуемое как Апостольское постановление, заключалось в том, что новообращённым христианам было не обязательно выполнять обрезание мужчин для спасения через веру в Христа. При этом по настоянию Иакова христианам не евреям предписывалось соблюдать лишь законы Ноя, а именно сохранялся запрет на приём в пищу части живого животного, прелюбодеяние и идолопоклонство.

Гонения на христиан со времён убийства мученика Стефана стали усиливаться из-за проповеди Евангелия неиудеям. Некоторые христиане бежали из Иерусалима в Антиохию и проповедовали там не только евреям, но и грекам, обратив в христианство большое количество людей. Между 45 и 49 годами апостолы Павел и Варнава основали южно-галатские церкви Антиохии в городах Писидия, Икониум, Дербе и Перге, населённых преимущественно не евреями. Видя огромное количество обращённых среди не евреев, зилоты стали бить тревогу. В личной беседе апостола Павла с Петром, Иаковом и Иоаном апостолы одобрили миссию Павла к язычникам (Гал. 2:7). Однако недавно обращённые фарисеи роптали, требуя чтобы верующие, называемые как и все верующие «братьями» (Гал. 2: 1 — 10), примкнувшие «из язычников», делали обрезание и соблюдали в полном объёме Закон Моисея.

Новый Завет дважды сообщает о соборе — в рассказе апостола Луки (Деян. 15:1-34) и в рассказе апостола Павла (Гал. 2:1-10). Причиной созыва собора послужило то, что «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15:1-2). Также в Послании к Галатам, апостол Павел упоминает о разногласии с апостолом Петром, упрекая его в нежелании есть вместе с гоями при иудеях (Гал. 2:11-15). Это разногласие могло послужить причиной созыва апостолов.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, левирата, а также множества обрядовых ритуалов, введённых книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё сам Христос. Несмотря на это, уверовавшие из евреев всё так же соблюдали традиции и обряды, установленные старцами (Деян. 15:10), а также правила кашрута, и другие законы Торы.