Иерусалимский храм


Иерусали́мский храм (ивр.בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‏‎, Бейт ха-Микдаш, то есть «Дом Святости»; ивр.מִּקְדָּשׁ‏‎, Микдаш) — культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе (ивр.הַר הַבַּיִת‏‎, Хар а-Баит) в Иерусалиме, на месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»), и служил единственным разрешённым (после создания Храма) местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами. Ранее жертвы могли приноситься и в других местах (см. Быт. 12:7—8 и ряд других мест Писания). Храм являлся также объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница) и Суккот (Праздник Кущей).

Согласно Библии, временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния собрания. Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (ковчег Завета со скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются:

Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества[1].

В Библии Храм обычно называется «Бет YHWH» (вследствие запрета на произношение имени Бога читается Бет Адонай — Дом Господа или Бет Элохим — Дом Бога). Часто в поэтических текстах в Пятикнижии[2] и Пророках[3] Храм называется «Леванон» (ивр.לבנון‏‎, «белый»)[4]. Название «Бет а-Микдаш» (ивр.בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‏‎, Дом Святости)[5] получило распространение со времён Мишны (II век). В еврейской религиозной литературе широко употребляется название «Бет а-Бехира» (ивр.בֵּית הַבְּחִרָה‏‎, Дом Избрания)[6]. В поэтической литературе Храм называется также именем «Ариель» (ивр.אריאל‏‎, букв. «Божественный лев»)[7].


Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого
Южные ступени Храмовой горы, Иерусалим.
Изображение будущего Храма по книге пророка Иезекииля (гл. 40-48). Автор: французский учёный и архитектор Шарль Шипез (Charles Chipiez), XIX в.
Модель Храма Ирода Великого.
Картина Франческо Айеца «Разрушение Иерусалимского Храма».
Синагога в Алжире.
Арка Робинсона, Храмовая гора, Иерусалим.
Реконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, Köln, 1584)
Чертёж Иерусалимского храма, выполненный Исааком Ньютоном
Символы масонства