Изард, Кэррол


Кэррол Эллис Изард (англ. Carroll Ellis Izard; 8 октября 1923 — 5 февраля 2017)[1] — американский психолог, специалист в области психологии эмоций[2][3][4].

Изард разработал теории дифференциальных эмоций[англ.][5][6] и систему кодирования мышечных движений лица при эмоциях[7]. Он также провел эмпирические исследования гипотезы лицевой обратной связи, согласно которой выражение лица влияет на переживание эмоции. Его более поздние исследования были посвящены эмоциональному развитию детей младшего возраста[8].

Кэролл Изард получил докторскую степень в Сиракузском университете в 1952 году. Был профессором в университете Вандербильта, а в 1976 году продолжил работу на факультете психологии Делавэрского университета, где проработал вплоть до выхода на пенсию в 2014 году[1]. Там же 22 октября 2012 года состоялась конференция, посвящённая вкладу Изарда в разработку проблемы эмоций[8].

Согласно Изарду, эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов и различаются по трём главным основаниям[9]:

В соответствии с этими критериями, Изард выделил десять базовых эмоций, образующих основу мотивационной системы человека: радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина[9]. Взаимодействие и различные процессы сочетаний этих десяти базовых дифференциальных эмоций порождают все остальные эмоции человека[9][11]. Изард подчёркивал, что некоторые базовые эмоции способны испытывать даже младенцы[12]. В зависимости от индивидуального уровня эмоционального порога ребёнок с разной частотой переживает и проявляет различные базовые эмоции, и это в значительной степени определяет его взаимоотношения с окружающими людьми[9]. Культура и индивидуальный опыт помогают человеку обрести экспрессивные навыки, а также определяют взаимосвязь между тем или иным раздражителем и эмоцией, влияя на поведение при эмоциональном переживании[9].

Шкала дифференциальных эмоций разработана К. Изардом как приложение к его теории и используется для диагностики ведущего эмоционального состояния в конкретных условиях[9][13][14][15]. В данной методике каждая из 10 базовых эмоций представлена тремя разными прилагательными, характеризующими оттенки эмоциональных переживаний. Испытуемому необходимо оценить силу соответствующего переживания в конкретной ситуации[9].