Изгнание из рая


Изгна́ние из ра́я Адама и Евы — эпизод библейского предания из книги Бытия, следующий за грехопадением.

После грехопадения «нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». (3:20, 21). После чего Адам и Ева сошли на землю.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт. 3:22—24)

Комментарий в Мидраш Рабба: Сказал рабби Аба бар Кагана[1]: Открыл ему Святой, благословен Он, двери раскаяния. «И теперь?..» — как бы вопрос «А что теперь?». Бог намекает, что ситуация ещё обратима, ожидая, что человек выразит раскаяние. На что Адам отвечает отрицательно и потому ему запрещено есть от Древа жизни. Лишь отказавшись от раскаяния (а не после самого греха) Адам перестал быть достойным вечной жизни.

По мнению Мирча Элиаде, мифологема золотого века и изгнания из рая восходит ко временам неолитической революции, когда человек перешёл от собирательства и охоты к земледелию и животноводству[2].

Иногда считается, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил. Этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах[3]. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает, что он небесный страж, стоящий у врат рая[4].