Измайловский мост


Изма́йловский мост — автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Спасский и Безымянный острова. Один из старейших мостов города. Объект культурного наследия регионального значения.

Соединяет Вознесенский проспект с Измайловским проспектом. Выше по течению находится Обуховский мост, ниже — Красноармейский мост. Ближайшие станции метрополитена — «Технологический институт», «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название известно с 1746 года[1] и дано по лейб-гвардии Измайловскому полку, слобода которого находилась на левом берегу Фонтанки[2].

В 1739 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении отменила первоначальный план строительства моста в этом месте, так как по линии Вознесенского проспекта за Фонтанкой строился «Егерной двор, и зверинец, и прочее строение, а подле того на оной стороне проезду быть не возможно, и от того же места не в дальнем расстоянии находится мост против Сарской перспективой»[3]. Первая деревянная переправа через реку Фонтанку в этом месте появилась между 1744 и 1753 годами — впервые мост показан на плане Петербурга в 1753 году[4]. Существующий мост был построен около 17861788 годов в составе серии из семи типовых мостов через Фонтанку с характерными башнями (сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин). Автором проекта, предположительно, является французский инженер Ж.-Р. Перроне, однако документальных подтверждений этому нет[5].

Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Измайловский мост представлял собой трёхпролётное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролётом в центре и каменными арками по бокам. На промежуточных опорах располагались четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

В 1861 году мост был перестроен по проекту инженера В. В. Дыммана[6][7]. Работы производились под наблюдением инженера А. И. Штукенберга[8]. Разводной средний пролёт был заменён лучковым кирпичным сводом с гранитными арками по фасадам[9][10]. Проезжая часть моста была расширена, тротуары вынесены на внешние консоли. Гранитные башни моста были разобраны, что привело к значительному обеднению архитектурного облика моста. Промежуточные опоры, лишившиеся башен над ними, стали казаться непомерно толстыми[11]. Проекты новых, довольно удачных по рисунку чугунных перил, представленных архитекторами Н. Л. Бенуа[12] и Р. Б. Бернгардом были отвергнуты; на мосту появилась более дешёвая кованая железная решетка, предложенная архитектором А. И. Кракау[13][11].