Изображения Мухаммеда


Допустимость изображения Мухаммеда, одного из пророков в исламе, всегда была и продолжает оставаться объектом споров и критики в истории этой религии. Устные и письменные описания разрешены всеми течениями ислама, но по поводу допустимости рисованных изображений общего мнения нет[1][2]. В Коране нет прямого запрета на изображения Мухаммеда, а в нескольких хадисах прямо говорится о запрете на изображение живых существ.

Большинство суннитов считает, что следует запретить все изображения пророков ислама[3] и особенно нетерпимы к изображениям Мухаммеда[4], в основном это продиктовано боязнью идолопоклонства[5]. В шиизме изображения Мухаммада весьма нередки, несмотря на то, что богословы всегда выступали против них[4][6]. Многие мусульмане, придерживающиеся жёстких ограничений, считают недопустимыми любые изображения Мухаммеда, включая те, что были сделаны иноверцами[7].

Учёные также спорят по вопросу того, являются ли изображения Мухаммеда исламским искусством[8]. Они встречаются в сборниках стихов и книгах по истории, включая религиозные; Коран никогда не иллюстрируют, так как, согласно исламской традиции, изображения не должны быть предметом поклонения[9], хотя учёные сходятся во мнении, что подобные картины имели «духовный элемент» и иногда использовались в неформальных церемониях, например, в праздновании дня мираджа[10]. На многих изображениях лицо Мухаммеда скрыто тканью, на других он показан символически в виде пламени. На рисунках, созданных до XIV века, зачастую показано его лицо[11][12][13]. Тем не менее, изображения пророка были редки в любую эпоху[14][15], появляясь почти исключительно в персидских и других миниатюрах, иллюстрирующих книги[16][17]. Основным массовым искусством в исламе являлась и продолжает оставаться каллиграфия[15][16].

У некоторых крупных религий были периоды иконоборства, когда под запрет попадали те или иные изображения. В иудаизме одна из Десяти заповедей запрещает изображения «того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Византийской империи было два периода иконоборчества: в VIII и IX веках. В это время изображения святых были запрещены, в церквях могли находиться только христианские кресты. В новейшее время различные группы протестантов участвовали в спорах о допустимости икон святых. В целом разногласия вызывает вопрос, не становится ли изображение важнее того, что оно собственно изображает[18]. В одних хадисах содержится прямой запрет на изображения живых существ, в других к таким изображениям относятся спокойно, но нигде не одобряют их. Из-за этого большинство мусульман избегает изображений Мухаммеда и других пророков ислама, к примеру, Исы и Мусы[1][19][20].