Ил-28


Ил-28 (по кодификации NATO: Beagle с англ. — «Гончая», в СССР и Польше было прозвище — «Трактор») — один из первых серийных советских самолётов с реактивным двигателем, спроектированный в ОКБ-240. Созданный как фронтовой бомбардировщик и носитель тактического ядерного оружия, в дальнейшем применялся как разведчик, базовый торпедоносец, самолёт радиоэлектронной борьбы, буксировщик мишеней и др.[1].

В середине 1950-х годов этот самолёт был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался выдающейся надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации. Участвовал во множестве локальных конфликтов.

В 1947 году в СССР был запущен в серийное производство английский турбореактивный двигатель «Rolls-Royce Nene» с центробежным компрессором. Партия этих двигателей (40 штук) была закуплена СССР в 1946 году, и в дальнейшем было налажено «пиратское» нелицензионное производство этих двигателей под маркой РД-45 и ВК-1. Компания Роллс-Ройс попыталась взыскать с СССР 207 миллионов фунтов стерлингов лицензионных сборов, но безуспешно.

Постановление Правительства СССР о создании фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями в ОКБ-240 вышло в июне 1948 года. Первый полёт новой машины с установленными ещё английскими двигателями состоялся 8 июля 1948 года. Госиспытания начались в феврале 1949 года, уже с двигателями отечественной сборки. Во время испытаний в НИИ ВВС было выполнено 84 полёта с общей продолжительностью полётного времени 75 часов. По результатам испытаний было записано 80 конструктивных дефектов, на устранение которых ушло около четырёх месяцев.

Вместе с Ил-28 в испытаниях также участвовали на конкурсной основе трёхдвигательные самолёты проектов «73» и «78» разработки ОКБ-156, которые оснащались многочисленным оборонительным вооружением аналогично поршневому Ту-2. По сравнению с Ил-28 у этих бомбардировщиков был больше экипаж, масса и габариты при аналогичной боевой нагрузке. Впоследствии конструкторским бюро Туполева был представлен самолёт Ту-14, двухдвигательный бомбардировщик с экипажем из 3 человек и одной кормовой пушечной установкой. Ту-14 обладал несколько большей дальностью полёта, но был значительно сложнее в производстве и эксплуатации. В дальнейшем Ту-14 всё-же был выпущен небольшой серией в 89 машин и поступил на вооружение только в морскую авиацию СССР в качестве базового торпедоносца. Впрочем, судьба этого самолёта оказалась неприглядной: он эксплуатировался всего в пяти авиационных полках и очень не долго, уже в 1959 году он был снят с вооружения.