Ил-96


Ил-96 — советский и российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом. Рассчитан на 300—435 пассажиров и дальность полёта 9000 км; использует советские/российские двигатели ПС-90А. Наряду с А340 у этого самолёта не было происшествий с жертвами (с Ил-96 вообще не было происшествий до 2010 года).

Совершил первый полёт в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества.

К середине 1970-х годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолётах Ил-62. Однако возможности этих самолётов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объёма дальних перевозок: из-за сравнительно малой пассажироёмкости Ил-62 число рейсов увеличивалось. Как следствие, росла нагрузка на аэропорты. Кроме того, салон Ил-62 был далёк от той степени комфорта, что была достигнута на сданном в эксплуатацию в 1969 году Боинг 747, ставшем первым в мире пассажирским широкофюзеляжным самолётом.

В 1970-е годы на базе Ил-86 началась разработка новой машины, способной при той же пассажироёмкости выполнять рейсы на расстояния до 9000 км. Создававшаяся модель получила шифр Ил-86Д и отличалась от базовой модели крылом с увеличенной площадью и двигателями НК-56 с тягой 4 х 18000 кгс[3]. Исследования в ЦАГИ показали, что за счёт применения новых технических решений можно было значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. Предполагалось, что полная унификация с Ил-86 позволит быстро провести сертификацию самолёта и поставить его в строй.

Но вследствие ряда причин (загруженности Куйбышевского завода военными проектами, неудовлетворённости ранее созданными Кузнецовым Н. Д. двигателями НК-8 и НК-86) решено было отказаться от двигателя НК-56 в пользу пермского ПС-90 с тягой 4 х 16000 кгс, из-за чего главному конструктору-разработчику самолёта Новожилову пришлось уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и пассажироёмкость нового широкофюзеляжного самолёта[3].

Самолёт Ил-96-300 разрабатывался по техническим требованиям Министерства гражданской авиации, отражающим перспективы роста объёма пассажирских перевозок на дальних воздушных линиях Аэрофлота. В соответствии с требованиями МГА самолёт должен обеспечивать перевозку пассажиров, их багажа, почты и грузов на магистральных воздушных линиях протяжённостью 4 000 — 11 000 км[4].


Отсек экономкласса
Лопатки вентилятора двигателя ПС-90А
Кабина Ил-96-300
Ил-96-300
Грузовой Ил-96Т на авиасалоне МАКС-1999
Ил-96-400Т в цветах «Атлант-Союза» на МАКС-2007
Ил-96-300 авиакомпании Cubana в одном из аэропортов Парижа
Ил-96-300 кубинской авиакомпании Cubana
Ил-96-300ПУ во время визита в Саудовскую Аравию
Пожар Ил-96 в Шереметьево
Ил-96-300 RA-96005 «Валерий Чкалов»