Иммобилайзер


Иммобилайзер (Иммобилизатор) (англ. immobiliser — «обездвиживатель») — вид электронного противоугонного устройства. Предназначен для надежной блокировки некоторых из модулей автомобиля или другого транспорта.

Главной задачей иммобилайзера является недопущение к управлению посторонних лиц, в том числе при попытках угона. Включение и выключение иммобилайзера должно быть доступно только хозяину автомобиля. Как правило, для этой цели используется электронный кодовый ключ; менее распространены модели с ручным набором кода. Перед тем как завести машину, владелец должен вставить кодовый ключ в специальное гнездо, обеспечив тем самым считывание кода системой иммобилайзера и выключение блокировки, либо разместить бесконтактную электронную «метку» (транспондер с соотв. чипом) в зоне действия антенны системы иммобилайзера. В системах с ручным набором кода для того, чтобы выключить иммобилайзер, необходимо ввести установленный владельцем код. При разрушении иммобилайзера или несанкционированном отключении, системы автомобиля остаются блокированными.

Почти все типы иммобилайзеров имеют функцию автоматической постановки на охрану по истечении определённого срока (тайм-аут), во время которого не производилось каких-либо действий человеком.

Практически любой современный автомобиль имеет штатный иммобилайзер. Это электронное устройство либо воспринимает набираемую цифровую комбинацию, либо (как правило) воспринимает сигнал от транспондера иммобилайзера. Это последний элемент обычно встраивается в ключ для запуска, и правильный ответ от транспондера ведёт к передаче по шине данных, соединяющей иммобилайзер и блок управления двигателем, разрешающих сигналов[1]. Таким образом, классическая защита в виде ключа замка зажигания дополняется электронной блокировкой запуска, и без специальных познаний при потере ключей (угоне) запуск может быть произведён после замены всей связки блок управления - иммобилайзер - транспондер (в некоторых случаях авторизация проходит при помощи введения секретного пароля через штатные кнопки автомобиля). Штатные иммобилайзеры могут иметь как статический, так и плавающий код транспондера. Последний необходим для затруднений угонщику при подборе радиосигнала для разблокировки, так как разрешающая последовательность "плавает"[1].

Поскольку угонщики овладевают методиками угона автомобилей со штатной противоугонной системой, владельцы обычно устанавливают свою противоугонную систему, чаще всего имеющую свой блок иммобилайзера. В результате задача злоумышленника усложняется, замедляя тем самым угон. Некоторые варианты таких иммобилайзеров позволяют несанкционированно заводить двигатель, который через некоторое время глохнет. Так угонщик оказывается с заглохшей машиной на дороге, и, во избежание видеофиксации на дорогах, может оставить автомобиль.