Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II


Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II (1913—1917) — высшее техническое учебное заведение Российской империи[1].

Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II был создан 25 декабря 1913 года на базе Императорского Московского инженерного училище ведомства путей сообщения. Институту присвоено имя императора Николая II (18 января 1914 года).

Главным идеологом создания училища и преобразования его дальнейшем в высшее учебное заведение являлся профессор Н. П. Петров. Петров участвовал в составлении Положения и Устава ИМИУ, которые во многом определили методологию преподавания, характерную для училища, в частности изучения учащимися точных наук в большем объёме, чем это было принято в функционировавших на тот период высших технических учебных заведениях. Н. П. Петров был избран Почетным членом училища (1911).

Императорское Московское инженерное училище (ИМИУ) было учреждено в соответствии с «высочайше утвержденным положением» от 23 мая (4 июня1896 года, получив на следующий день наименование «императорского». Училище предназначалось для подготовки специалистов по ускоренной трехгодичной учебно-теоретической программе с последующим прохождением двухлетней инженерно-строительной практики.[2] Открытие училища состоялось 14 (26) сентября 1896 года.

Учебный курс училища ограничивался тремя годами (до 1904). Училище готовило и выпускало инженеров-строителей путей сообщения широкого профиля, в том числе ориентированных на такие специальности, как мостовик, путеец, эксплуатационник, портовые и гидротехнические сооружения, инженер по постройке зданий. Специалисты получали достаточно широкое представление об устройстве и проектировании паровозов. В соответствии с Положением (от 1896) в училище преподавались: закон Божий; высшая математика; начертательная геометрия с приложениями; топография и геодезия; механика теоретическая, строительная и прикладная с электротехникой; физика; химия; физическая геология с петрографией; гражданская архитектура; строительное искусство, в том числе общие начала с технологией строительных материалов; сухопутные сообщения (шоссейные и грунтовые дороги, мосты, постройка и эксплуатация железных дорог), гидротехнические сооружения (водяные сообщения, портовые сооружения, осушение, орошение, водопроводы и водостоки); законоведение; черчение и рисование; начала счетоводства; составление смет и техническая отчетность; французский, немецкий, английский языки, из которых изучение одного было обязательным. В конце 1890-х значительная часть учебного времени отводилась профессиональной подготовке, в том числе на общеобразовательные гуманитарные дисциплины выделялось 2,7%, общетехнические — 63%, специальные — 34,3%. На лекции предусматривалось 49,2%, практические и лабораторные занятия — 50,8%, производственную практику — 24% времени.


Ф. Е. Максименко — первый директор Императорского Московского инженерного училища Министерства путей сообщения
Н. Д. Тяпкин — ректор Московского института инженеров путей сообщения императора Николая II