Имперсонализм


Имперсонали́зм (от лат. im–personaliter«безлично»лат. in- (im–) — «не-, без-» + лат. persona — «личность, лицо») — форма новоевропейского мировоззрения[1], одна из доминант культуры XX века[2]. Это философия безличности, ставящая взаимоотношения между субстанциями над их внутренней природой[3].

Термин имперсонализм применяется в различных областях, связан с обезличиванием как идеей, так и обезличиванием как естественным процессом массового общества.

В философии имперсонализм контрастный термин по отношению к персонализму. Так, логизм, онтологизм и персонализм русской мировой школы мысли противопоставляются рационализму, меонизму и имперсонализму западной философии[4][5].

Идеи имперсонализма характерны для некоторых направлений индуизма, в частности, Шанкара представлял Брахмана как безличностный (имперсональный) Абсолют. Имперсонализм в религии рассматривает Бога в качестве безличностной идеи, или же энергии, силы и может вытекать из пантеистического монизма[6]. Исходный имперсонализм характерен для немецкой мистики Экхарта — Бёме с учением об изначальной Urgottheit (Ungrund), в которой возникают ипостаси, мир и человек[7].

Имперсонализм отчасти характерен для Л. Н. Толстого[8], Пьеро делла Франческа[9]. Одним из представителей имперсонализма считают А. Эйнштейна. Так в 1921 году Эйнштейн ответил на вопрос верите ли вы в Бога так: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей»[10].