Имрам


И́мрам или И́ммрам[1] (др.-ирл. immram, от imb-, imm- 'вокруг' и -rá(id) 'грести') — один из жанров ирландских сказаний, повествующий о морском путешествии героя в Потусторонний мир. Будучи написанными в эру распространения христианства, иммрамы сохраняют многие черты традиционной кельтской мифологии.

Имрамы узнаваемы по их сосредоточению на подвигах героев во время поисков Потустороннего мира, расположенного на островах к западу от Ирландии. Герой отправляется в путешествие ради приключений или ради исполнения своего предназначения и обычно останавливается на других фантастических островах, прежде чем достигнет места назначения. Он может как вернуться домой, так и остаться в аду или погибнуть.

Пример имрама — «Путешествия Святого Брендана», где о реально существовавшем человеке описано в фантастической форме (встреча великана, морского чудовища, огненного острова и т. д.).

Имрамы обычно путают с аналогичным ирландским жанром эхтра или «приключением». Оба типа историй включают в себя путешествие героя в потусторонний мир, будь то христианский рай, сказочная страна, страна богов или утопия. Они различаются по времени создания: эхтры более древние, датируются VII веком, тогда как самые ранние имрамы датируются VIII веком н. э.[2]. Британский историк Дэвид Дамвилл[англ.] утверждает, что имрамы содержат более значительный элемент христианского мировоззрения, по сравнению с эхтрами[3]. Если основная идея эхтры состоит в том, чтобы описать нравы языческих богов и земли, в которой они живут, то в имрамах эти языческие элементы возникают как вызов вере героя. В эхтре главный герой всегда попадает только в одно место и может прибыть в потусторонний мир без объяснения цели путешествия, тогда как в имраме герой всегда переживает приключения на нескольких островах[3].

Потусторонний мир был частью ирландской системы верований, события, происходящие там, становятся структурными особенностями сюжета. Один эпизод путешествия героя староирландских сказок в потустороннем мире может раскрыть больше, чем сакральный опыт человека. Написанные в христианскую эпоху и по сути, христианские по своему характеру, они сохраняют элементы ирландской мифологии[4].