Индивидуальная образовательная траектория


Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании[1]. В качестве синонимов используются «варитативное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут», «образовательный маршрут»,«индивидуальны маршрут» и др.[2] Отличается от персонализированного обучения, в котором траекторию своего обучения определяет сам учащийся, тем, что в этом случае в формировании образовательной траектории участвуют педагоги.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует обеспечения «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». В федеральном законе «Об образовании»[3] зафиксировано право детей-инвалидов на специальные образовательные условия.

Для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц[4]. Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (для инвалидов — вместе с индивидуальной программой реабилитации[5] инвалида)[6].

В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ, который обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося[6].

В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа (ИОП) — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в рамках школы. ИОП является материальным отражением деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка с ОВЗ в конкретном учреждении[7].