Индийская эстетика


Индийскую эстетику можно представить как древнюю эстетическую традицию, которая берёт своё начало в Древней Индии и теоретически сформировывается в средневековье. Индийское искусство развивалось с акцентом на призыв специальных духовных или философских состояний в человеке или символическое представление этих состояний. Её отличительные особенности — выдвижение эмоционального начала в качестве главного содержания искусства и тщательная разработка психологических аспектов эстетического восприятия. В отличие от европейских эстетических традиций, индийская эстетика всегда была обращена на внутренней мир человека и его экзистенциальные переживания.

Начиная с XIII века роль эмоционального в искусстве становится одной из самых обсуждаемых проблем в поэзии. Учёный IX века, Анандавардхана, выдвинул концепцию, согласно которой образное воссоздание чувства составляет первейшую цель поэтического творчества. Он включил «расу» в круг поэтических значений и отвёл ей место ведущего содержательного компонента в поэзии. Эмоциональное содержание при этом не было ограничено рамками малых поэтических жанров. Напротив, оно мыслилось обязательным именно для крупных форм (поэмы, драмы), где сама множественность изображаемого мира (событийная, предметная и т. д.) предполагает присутствие связующего начала, объединяющего эту множественность в целое, наделённое единым смыслом. Таким началом, как полагал Анандавардхана, и является эмоция, которую хочет передать поэт и в соответствии с которой строит своё произведение. В дальнейшем представление о преимущественной связи искусства с эмоциональной сферой прочно утверждается в Индийской эстетике.