Инициация


Инициа́ция (лат. initiatio), или посвящение, — один из обрядов перехода, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества. Примерами инициации в христианском контексте могут служить крещение, конфирмация, пострижение в монахи. В светском контексте примерами могут служить посвящение в рыцари, масонское посвящение и военная присяга.

Проявления инициации можно проследить с глубокой древности, практически у всех народов. У охотников-собирателей инициация часто занимает целые месяцы (до года). Во многих племенах инициируемые подростки живут обособленно от остальных в так называемом мужском доме, где приобщаются к тайному знанию предков и к секретным культам. От инициируемого часто требуется воздержание от определённых видов пищи. Не прошедший инициацию не может стать полноправным членом племени и, соответственно, не может принимать участие в обрядах племени (например, вступать в брак).

В первобытных обществах инициация, как правило, сопряжена с различными испытаниями, часто весьма мучительными: например, нанесением татуировок, телесных повреждений, укусами муравьёв, хирургическими вмешательствами, особенно в область гениталий и т. д. Нередко применяются различные средства, вызывающие сонливость или значительное снижение болевой чувствительности, благодаря чему создавались условия для преодоления болезненных испытаний. По некоторым оценкам, в традиционных обществах охотников-собирателей в ходе инициации погибает каждый десятый инициируемый[1].

Мифы и предания древнего, дородового периода свидетельствуют о многообразии обрядов. Учёные различают три категории посвящения — три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (часто совершаются в возрасте 6 или 12 лет), а также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах. Вторая категория обрядов включает все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя. Отличительной особенностью третьей категории посвящения является более сильное религиозное переживание, по сравнению с тем, которое выпадает на долю других членов сообщества.

По мере того, как традиционное общество подвергается модернизации, посвятительные обряды перестают восприниматься всерьёз. Их продолжают соблюдать, но скорее как дань традиции.