Инка


И́нка, И́нка Ка́пак (кечуа Inka Qhapaq) — титул связанной узами кровного родства высшей знати в Империи инков Тауантинсуйю, представлявшей собой особую этнокультурную общность. Полноценным инкой мог считаться только прямой потомок Манко Капака и Мамы Окльо как по мужской, так и по женской линиям. Девушки рода инков носили титул Нюста (кечуа Ñust'a), а замужние женщины — Палья (кечуа Palla).

Помимо инков по крови, существовал слой так называемых «инков по привилегии» — людей низшего происхождения, получавших право называть себя инками и носить одежду инков за те или иные личные заслуги.

О происхождении инков нет достоверных данных, хотя существует множество легенд. Однако все эти легенды указывают на окрестности озера Титикака, что может быть расценено как аргумент в пользу того, что прародиной инков действительно был этот район. Есть гипотеза, что инки являлись наследниками династии правителей Тиуанако или, менее вероятно, Уари (обе этих цивилизации пришли в полный упадок к концу XII века), но так ли это на самом деле, выяснить не представляется возможным.

Хотя все инки, безусловно, в совершенстве владели кечуа, между собой они, по свидетельству многих хронистов, говорили на особом языке капак сими (кечуа Qhapaq Simi — «язык царей»), о котором известно крайне мало. Наиболее вероятно сближение этого языка с исчезнувшим языком пукина (исп. puquina), но имеются недоказанные версии, что капак сими был диалектом аймара или уру (семья уру-чипайя).

Возглавлял инков (и все государство в целом) Сапа Инка (кечуа Sapa Inka), букв. «Единственный Инка». Его главная жена по обычаям должна была доводиться ему родной сестрой, она носила титул Койя (кечуа Quya).

Инки делились на так называемые айлью (от кечуа Ayllu — община). Каждая айлью вела своё начало по мужской линии от того или иного Сапа Инки; все сыновья очередного Сапа Инки (кроме наследника престола) образовывали новую айлью, носившую его имя.