Институт электронных управляющих машин


Институт электронных управляющих машин (ИНЭУМ), ныне — ПАО «ИНЭУМ им. И. С. Брука» — один из первых советских научных центров, олицетворяющих эпоху начала разработки и применения компьютеров в СССР[1]. Организатором и первым директором ИНЭУМ был член-корреспондент АН СССР Исаак Семёнович Брук (1902—1974).

Начало исследовательских работ И. С. Брука по проблеме программируемых (цифровых) вычислительных машин относится к 1948 г. Он первым в СССР (совместно с Б. И. Рамеевым) разработал проект цифровой ЭВМ с жёстким программным управлением.

4 декабря 1948 г. Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал под № 10475 изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева «Автоматическая цифровая электронная машина»[2].

Это было первое авторское свидетельство, связанное с развитием отечественной вычислительной техники[3].

В декабре 1951 года в лаборатории электросистем Энергетического института (ЭНИН) АН СССР (с 1957 года — Лаборатория управляющих машин и систем АН СССР) был выпущен научно-технический отчёт «Автоматическая цифровая вычислительная машина (М-1)», утверждённый 15 декабря 1951 года директором ЭНИН АН СССР академиком Г. М. Кржижановским.

В процессе проектирования и разработки М-1 были предложены и реализованы принципиально новые технические решения. В частности: система двухадресных команд, нашедшая впоследствии широкое применение в отечественной и зарубежной вычислительной технике. Логические схемы в машине М-1 строились на полупроводниковых элементах — малогабаритных купроксных диодах КВМП-2-7, что позволило значительно уменьшить её габариты. Одним из первых на М-1 решал задачи по ядерным исследованиям академик С. Л. Соболев, бывший в то время заместителем директора по научной работе в институте И. В. Курчатова. Три года машина М-1 находилась в эксплуатации и первые полтора года оставалась единственной в СССР действующей ЭВМ. Она была изготовлена в одном экземпляре, но её архитектура и многие принципиальные схемотехнические решения были приняты в дальнейшем за основу при разработке серийных машин «Минск», «Раздан» и др.[4]