Интеллектуальная история


Интеллектуальная история — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.

В американской историографии под интеллектуальной историей понимают две категории этого понятия. Первая возникла в начале XX века вместе с так называемой «New History» Джеймса Харви Робинсона[en] и как специальная область исследований связана уже с именем Перри Миллера[en]. Другая категория этого понятия относится к тому определению, которое предложил А. О. Лавджой. Оно относилось к предмету, уже имевшему свой объект исследования, план мероприятий по его изучению, свою методологию и «собственный институциональный locus — „Journal of the History of Ideas“ („Журнал по истории идей“), основанный Лавджоем в 1940 году». В Европе ни то, ни другое определение не получило распространения. В Германии, как правило, преимущественно используется понятие Geistesgeschichte. В Италии термин storia intellettuale даже не возникал, его не использовал в своих работах и Делио Кантимори. Во Франции не было ни такого понятия, ни самой научной дисциплины. (Хотя историк литературы Жан Эрар (J. Ehrard) пытался аккуратно и с некоторыми оговорками использовать этот термин.) По мнению Роже Шартье, сам термин «оказался неспособным противостоять новой терминологии, изобретённой, по существу, историками школы „Анналов“ и включающей в себя историю ментальностей, историческую психологию, социальную историю идей и социокультурную историю»[1].