Интерговернментализм (теория)


Интерговернментализм — это одна из теорий европейской интеграции, появившаяся вначале как критика неофункционализма и развившаяся впоследствии в отдельный подход к объяснению интеграционных процессов внутри Европейского союза. Особое распространение данная теория в виде либерального интерговернментализма получила в 90-е гг. ХХ в.[1]

В интерговернменталистских объяснениях основной акцент делается на роли конкретных национальных государств, принимающих участие в интеграции, при этом их значение со временем не снижается. А. Милворд[англ.], один из главных представителей интерговернменталистской парадигмы, считал, что решающее влияние на ход процесса европейской интеграции оказали национальные правительства отдельных стран. К тому же вместо того, чтобы оказаться в более слабой позиции вследствие передачи своего суверенитета на наднациональный уровень, данные государства получили значительную выгоду от интеграционного процесса. Критикуя неофункционализм с его идеей «эффекта перелива» (spillover effect), интерговернменталисты утверждали, что сам процесс интеграции протекает без особых трудностей преимущественно в сферах низкой политики (например, экономика), в то время как для разрешения вопросов, затрагивающих ключевые национальные интересы, необходимо чёткое проявление воли конкретных государств[2]. Иными словами, с точки зрения интерговернментализма, интеграционные процессы будут продолжаться в тех областях, где наблюдаются положительные эффекты от самой интеграции, испытываемые при этом всеми странами-членами хоть и в различной степени, но непременным образом одновременно (например: идея общего рынка, осуществленная в рамках ЕЭС); однако в тех сферах, где национальные интересы различных стран будут противоречить друг другу или интересам самого наднационального объединения, интеграционные процессы будут неизменно наталкиваться на серьёзные препятствия (например: кризис «пустого кресла» в ЕЭС, противодействие Франции вступлению Великобритании в ЕЭС)[3].