Интернациональный типографический стиль


Интернациональный типографический стиль — направление графического дизайна, сформировавшееся в 1920-е — 1930-е годы.[1][2][3] Интернациональный типографический стиль может быть оценен как основа современной графической системы[4] и платформа, на которой сформированы основные направления современного дизайна.[5] Интернациональный стиль можно рассматривать как основу классического швейцарского дизайна.[4]

Интернациональный типографический стиль — графическая система, реализованная в графическом дизайне разных стран (в том числе — в Германии, США, Франции, Японии и России).[3] Тем не менее, основные принципы этого направления были сформированы и определены швейцарскими и немецкими дизайнерами.[6][7]

Интернациональный типографический стиль сформировался под влиянием Интернационального стиля и классического модернизма.[8] Иногда полагают, что Интернациональный типографический стиль и сформировавшийся на его основе Швейцарский дизайн подчеркивает чистоту, удобочитаемость и объективность[9]. Тем не менее, большинство исследователей обращают внимание на тот факт, что нет никаких оснований говорить о специальном функциональном комфорте этих направлений.[10][7][11][12]

Интернациональный типографический стиль связывают с появлением асимметричных макетов, сетки, гротесков (таких как «Акциденц-Гротеск  (англ.)»), а также выравниванием по левому краю и рваным край текста справа (без заполнения по ширине). Интернациональный типографический стиль также отдавал предпочтение использованию фотографий, положив начало традиции использования фотографии вместо иллюстраций или рисунков.[13][14] В Интернациональном типографическом стиле основным художественным элементом является типографика.

Существуют сложности в определении границ Интернационального типографического стиля. Иногда, термин рассматривают как синоним понятия «Швейцарский стиль» — явления, получившего распространение в интернациональной типографике и швейцарском дизайне в 1950-е — 1960-е годы. Тем не менее, Интернациональный типографический стиль и Швейцарский стиль — разные явления.[8] Возникновение принципов Интернационального типографического стиля связывают с именем немецкого графика и типографа Яна Чихольда[15], соотнося его основы с периодом 1920-х — 1930-х годов. Чихольда принято считать представителем Интернационального типографического стиля[8], но его не относят к мастерам Швейцарской школы.[4] Традиционно термин «Интернациональный типографический стиль» используют как название, определяющее состояние интернациональной графики в 1920-е — 1930-е годы. Понятие «Швейцарский стиль» принято ограничивать 1950 — 1960-ми годами и связывать с универсальными графическими системами этого периода. Несмотря на противоречия и расхождения, эти термины иногда используют как синонимы.[16][10]