Интонарумори


Интонарумори (итал. Intonarumori, в переводе — шумовые модуляторы[1], шумовики, шумихи[2]) — термин, использующийся для обозначения новаторских музыкальных инструментов, использовавшихся музыкантами-футуристами. Были созданы в 1913 году и в более поздние годы совместно Луиджи Руссоло, придумавшим и это название, его братом-композитором Антонио Руссоло (1909—1996) и художником Уго Пьятти (1880—1953)[2][1]. Причину и замысел их создания Луиджи Руссоло впервые описывает в своём манифесте «Искусство шумов», призванном обосновать и сформулировать положения реформы музыкального искусства в целом[3].

В своём манифесте «Искусство шумов», написанном в 1913 году, Луиджи Руссоло отмечает, что композиторы-гении, стремясь к диссонансам, «уже почти достигли шумового звучания», и приходит к своему выводу: стремление футуристов к «увеличению и обогащению звукового пространства» может быть удовлетворено лишь «добавлением и заменой звуков шумами». Композитор предлагает осуществить эту реформу при помощи «соответствующих механизмов», призванных заменить в музыкальном отношении все «ограниченное разнообразие тембров, которыми обладают [прежние] оркестровые инструменты»; этот замысел и будет реализован самим Руссоло в виде созданных им интонарумори. Звучание же новых инструментов, как задумывал музыкант, должно состоять из шумов, каждый из которых представляет собой «союз самых разнообразных ритмов — за исключением преобладающего»[3].

Все инструменты, образующие группу «интонарумори», предназначались для воспроизведения различных шумов при контролируемых высоте звука и динамике. Каждый инструмент по строению являлся деревянным параллелепипедом с картонным или металлическим раструбом-громкоговорителем на передней панели (для направления и усиления звука). Для извлечения звука надо было повернуть находившуюся обычно под правой рукой рукоятку на верхней панели коробки; эта рукоятка также регулировала ритм. Под левой рукой располагался рычаг, движение которого по шкале определяло высоту звука. Шкала была создана на основе диатонической гаммы и имела объём в 2—2,5 октавы[1]. Уровень звука устанавливался по шкале тонов, полутонов и промежуточных значений в пределах октавы[4].

Внутри каждой коробки находились деревянные или металлические колёса, покрытые канифолью (диаметр и форма которых зависели от модели инструмента), которые должны были заставлять вибрировать натянутую струну. На колёсах находились особые защипки или зубцы, которые должны были зацеплять струну, благодаря чему и возникал звук. При этом зубцы зацепляли струны так часто, что, если рукоятка двигалась быстро, звук извлекался практически непрерывно[1]. Натяжение струны также изменялось, что обеспечивало возможность воспроизводить глиссандо или извлекать отдельные звуки разной высоты. Один конец струны закреплялся на барабанной перепонке, передававшей колебания на громкоговоритель[4].