Интранет


Интранет (англ. Intranet, также интрасеть) — изолированная от Интернета внутренняя корпоративная частная сеть, построенная на технологиях Интернета и использующая такое же программное обеспечение, которое используется в Интернете[1].

Интранет может быть как подключён к Интернету (при этом доступ к нему из интернета ограничен межсетевым экраном), так и физически изолирован от него[1]. Доступ к ресурсам интранета может быть предоставлен как сотрудникам организации, так и её партнёрам. При этом часть интранета, которая доступна внешним пользователям, называют экстранетом (англ. extranet)[1].

Интрасети получили широкое распространение, большинство экземпляров коммерческого ПО веб-серверов уже на 1997 год были установлены в интрасетях[1]. Интранет кардинально изменил характер внутренних коммуникаций в организациях и ускорил их[1][2]. С интранетом связано распространение технологических стандартов во внутренних коммуникационных процессах организаций[3].

Автором термина интранет (в оригинальном написании — IntraNet) является, по его утверждению, Стивен Теллин (англ. Steven L. Telleen), использовавший его впервые летом 1994 году (тогда он работал в Amdahl Corporation). С. Теллин с коллегами использовали это слово в значении «корпоративный веб» (Enterprise-Wide Web), тогда как интернет подразумевался как публичный веб[4].

В дальнейшем термин был использован в редакционной статье Стивена Лотона «Intranets fuel growth of Internet access tools», опубликованной в номере журнала «Digital News & Review», вышедшем 24 апреля 1995 года[5].

Изначально термин интранет определялся как инфраструктура, основанная на стандартах и технологиях Интернета, которая поддерживает совместное использование контента в рамках ограниченной строго определённой группы пользователей (англ. An infrastructure based on Internet standards and technologies that supports sharing of content within a limited and well-defined group)[4].