Ио


Ио́ (др.-греч. Ἰώ), иногда Форонида (др.-греч. Φορωνίς), — персонаж древнегреческой мифологии, связанный с аргосским мифологическим циклом. Согласно наиболее распространённой версии мифа, Ио была дочерью Инаха, речного бога и предка царей Аргоса. Зевс овладел ею, превратившись в облако. Чтобы скрыть эту связь от своей ревнивой жены Геры, Зевс превратил Ио в корову. Гера заставила мужа подарить животное ей и приставила к корове неусыпного стража Аргуса; когда последнего убил посланец Зевса Гермес, богиня наслала на Ио чудовищного овода, долго гнавшего её по землям Европы, Азии и Африки. В своих скитаниях Ио дошла до моря, позже названного в её честь Ионическим, и перешла пролив, который позже назвали Босфором («коровьим бродом»). В человеческий облик она вернулась только на берегах Нила. Родившийся там сын Ио от Зевса Эпаф стал царём Египта и основателем Мемфиса, а также родоначальником героев из аргосского и фиванского мифологических циклов, в том числе Персея, Геракла, Эдипа и других.

Ио стала героиней ряда эпических поэм, текст которых утрачен. О ней рассказывается в предполагаемой сатировской драме Софокла «Инах» (сохранилась фрагментарно), в трагедии Эсхила «Просительницы» (сохранилась полностью). Ио стала важным персонажем трагедии Эсхила «Прометей прикованный», в которой миф получил новое толкование, её изображали на сосудах античные художники (до середины V века до н. э. в образе коровы, позже — как девушку с коровьими рогами). Начиная с эллинистической эпохи, Ио часто отождествляли с египетской богиней Исидой.

Миф об Ио стал источником сюжетов для многих европейских художников Нового времени, в том числе для Корреджо, Рембрандта, Рубенса.

Античные авторы по-разному писали о происхождении Ио, но чаще всего связывали эту героиню с городом Аргос на северо-востоке Пелопоннеса. В классической версии мифа отцом Ио был Инах — сын Океана, бог главной реки Арголиды и предок аргосских царей, которого некоторые античные авторы тоже называют царём этого города[1][2][3]. О его отцовстве пишут Эсхил[4], Софокл[5], автор схолиев к Еврипиду[6], Геродот[7], Каллимах[6], Павсаний[8], Вергилий[9]. При таком варианте родословной Ио оказывается сестрой Микены (эпонима Микен)[10]. В ряде источников отцом Ио называют потомков Инаха, царей Аргоса Иаса (Псевдо-Аполлодор[11] и тот же Павсаний[12]) или Пиранта (Гесиод и Акусилай[11]), либо зятя Инаха Арестора[en]. Более редкие версии — об отцовстве основателя Фив Кадма либо Прометея[13]; в последнем случае писатель Истр, по-видимому, спутал с Прометеем Форонея — сына Инаха, в некоторых версиях предка Ио и открывателя огня[14]. По имени этого героя античные авторы иногда называют Ио Форонидой[15][16].

Матерью Ио для тех случаев, в которых отцом считается Инах, источники называют Мелию[en] либо Аргию[de] (последняя была Океанидой, то есть сестрой своего мужа)[15]. В версии Ферекида фигурирует некая Пеифо[17][18].