Иоанновский мост


Иоа́нновский мост — автодорожный металлический балочный мост через Кронверкский пролив в Петроградском районе Санкт-Петербурга, соединяет Заячий и Петроградский острова. Построен на месте первого моста в Санкт-Петербурге. Памятник архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.

Соединяет Иоанновские ворота Петропавловской крепости и Кронверкскую набережную рядом с Каменноостровским проспектом. Ниже по течению находится Кронверкский мост. Ближайшая станция метрополитена — «Горьковская».

Мост носил наименование Петровского с момента постройки, а с 1849 (1887[1]) года стал называться Иоанновским, по расположенному поблизости Иоанновскому равелину. На плане 1875 года Иоанновский мост обозначен 1-м Крепостным[2][3].

История Санкт-Петербурга началась в 1703 году с закладки Петропавловской крепости. Первым мостом в новом городе был наплавной деревянный мост, соединявший крепость на Заячьем острове со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Мост располагался несколько ниже по течению, у Меншикова бастиона[4][5].

Наплавной плашкоутный мост образца 1705 года имел два разводных пролёта и размещался на деревянных барках. Он наводился летом, впервые обозначен на плане Петербурга 1705 года. По мнению историков, эти пролёты были сооружены для оборонительных целей: по приближении противника мост можно было сжечь[6][7].

В 1706 году наплавной мост был заменён подъёмным мостом, имеющим свайно-подкосную конструкцию, он находился выше по течению Кронверкского пролива[7][8]. Несмотря на перестройку, два разводных пролёта сохранились, между ними было построено промежуточное крепостное укрепление. Одновременно с этим земляные бастионы Петропавловской крепости из земляных начали перестраивать в каменные. Включение разводных пролетов в структуру этого моста было необходимо, так как в Кронверкской протоке в петровское время была стоянка военных кораблей — Фрегатный порт[9]. Подъёмно-раскрывающийся пролёт для пропуска небольших судов состоял из двух симметричных частей, вращавшихся вокруг горизонтальных осей. Их подъём и раскрытие производились цепями при помощи рычагов в виде «журавлей», лебедок или блоков с противовесами[10].