Иоанн Киннам


Иоа́нн Ки́ннам (греч. Ιωάννης Κίνναμος; ок. 1143 — после 1184) — византийский историк. Секретарь императора Мануила. Автор труда по истории Византии с 1118 по 1176 год. Иоанн Киннам имел доступ к государственным документам, поэтому его единственное сочинение высоко оценено современными историками с точки зрения информативности и достоверности.

О жизни Иоанна Киннама известно немного и лишь из его труда. Он родился вскоре после смерти императора Иоанна Комнина (в 1143 г.), его предки, вероятно, были выходцами из Италии. С ранних лет он принимал участие во всех военных походах императора Мануила.[1] Возможно его участие в битве с сельджуками при Мириокефале в 1176 г., закончившейся жестоким поражением византийской армии.

Вероятно, Киннам работал над своим трудом в основном в период между сентябрём 1180 и апрелем 1182 гг. Это время было благоприятным моментом для выходцев с запада при ромейском дворе. Несоответствие с изменившейся подобным образом обстановкой латинофобских воззрений Киннама могло послужить причиной его отставки после смерти Мануила I в 1180 г. Этим вызван, возможно, и довольно нейтральный тон рассказа об императоре Андронике Комнине, который, хоть и представлен соперником Мануила, но не изображён поверженным тираном.[2] Можно предположить, что, составляя свой исторический труд, Киннам предпринял попытку восстановить утраченное благоволение правящего дома и вернуть себе потерянный пост на государственной службе с тем, чтобы вновь занять достойное место на иерархической лестнице современного ему византийского общества. Сообщение Никиты Хониата об участии Киннама в теологическом диспуте с Евфимием Малаки при императоре Андронике позволяет думать, что в 1184 году, когда произошло описанное событие, Киннам вновь оказывается в непосредственном царском окружении.[3]

Киннам в своём труде обнаруживает знакомство с произведениями византийской эпохи: с «Алексиадой» Анны Комниной, с Прокопием, а также с древними авторами (Ксенофонтом, Эзопом). Как и современники, он был хорошо осведомлён в богословских вопросах: касается ереси Евфимия, епископа Новых Патр, споров о двух сущностях бога-сына и т. д.[4]

Помимо вопросов боевой тактики, вооружения, хода различных кампаний, Киннама также интересовали, как это он и сам подчёркивает и о чем свидетельствуют современники, и философские диспуты. С императором Мануилом писатель многократно беседовал об Аристотеле, в Истории отражены и теологические споры 1166 г.[5]