Иподиакон


Иподиа́кон (или субдиа́кон) — клирик в христианской церкви, являющийся в настоящее время промежуточным звеном между младшим и старшим клиром.

Иподиа́кон, поддья́кон, подья́чий (ст.‑слав. иподϊа́конъ, подъдϊа́конъ, подъдья́къ, греч. ὑποδιάκονος от греч. ὑπο — «под», «внизу» + греч. διάκονος — служитель) — церковнослужитель в Православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, поднося сосуды для омовения рук и чиновник архиерейского священнослужения, облачая и совершая некоторые другие действия.

В современной церкви иподиакон не относится к высшим клирикам, хотя до XIII века относился к диаконату, но после реформ патриарха Мануила Харитопула Сарантина, из-за того, что иподиаконы ограничивали свои обязанности только лишь диаконником и ставили себя в одно положение с диаконами, патриарх де-юре лишил иподиаконат степени высшего клира, приказав совершать хиротонию не в диаконнике перед Великим входом, а в центре храма, как и низших клириков. При этом иподиакон облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевается крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крылья.

Хиротонисанный[1] иподиакон, а не просто однократно благословлённый на служение, во время богослужения может входить в алтарь через Царские врата, прикасаться к престолу и жертвеннику, а также к священным сосудам и Святым Дарам[2], по этой причине и должен ограничивать матримониальное общение с супругой. По этой же причине рукоположённый иподиакон не может после своего поставления в сан вступать в брак.

Субдиа́кон (лат. subdiaconus) — в католической церкви один из санов церковнослужителя, отменённый во второй половине XX века при введении современного римского обряда.

Субдиаконат представлял собой промежуточную ступень между так называемыми малыми чинами (остиарием, чтецом, экзорцистом и аколитом) и, с другой стороны, высшими степенями священства — диаконом, священником и епископом. При поставлении в субдиакона, как и в случае посвящения в малый чин, не совершалось таинства рукоположения; однако от субдиаконов уже требовалось соблюдение целибата и ежедневное чтение часов, как и от диаконов с пресвитерами. Как правило, субдиаконат являлся переходной ступенью к диаконату и священству, постоянный субдиаконат был существенной редкостью.