Иризация


Иризация (лат. iris — радуга) — оптический эффект радужной окраски какой-либо поверхности, возникающий под действием интерференции световых волн[1][2].

Природная, естественная иризация возникает на внутренней поверхности раковин моллюсков, на жемчужинах, перламутре, на крыльях бабочек, чешуе некоторых рыб и крыльях жуков, а также многих минералов при ярком освещении, в особенности на ровном сколе камней после их полировки. Подобный эффект «в виде молочно-белого или перламутрового света» на поверхности опала называют опалесценцией[3].

Голубовато-белое мерцание, иногда с золотистыми, жёлтыми или красноватыми отливами, меняющееся при малейшем повороте камня, часто наблюдается у калиевого (адуляр) и кальциево-натриевого (олигоклаз) полевых шпатов как следствие интерференции световых волн на их полисинтетически сдвойникованных пластинках («лунный камень», «беломорит»). Применительно к другому полевому шпату, лабрадору, обладающему яркой серебристо-синей зональной иризацией, этот термин упоминался ещё Агриколой (1546). Иризация отмечается также у некоторых корундов и кварцев, изредка — у бериллов и диопсидов. Камни с таким эффектом — красивые самоцветы, которые очень интересно смотрятся как на полированных срезах, так и после их обработки в виде кабошонов. Они широко используются как поделочный материал, в ювелирном деле и инкрустациях изделий декоративно-прикладного искусства[4].

Старинные изделия из стекла, находившиеся долгое время в сырой почве или даже просто на открытом воздухе, также подвергаются иризации в результате окисления, разрушающего их поверхность. Близкое понятие: астеризм.

В истории искусства, главным образом декоративного, часто используют технические приёмы искусственной иризации поверхности различных материалов подобных воронению стали или патинированию бронзы. В художественном стеклоделии периодов историзма и модерна широкое развитие получил приём искусственной иризации ради получения эффекта перламутрового блеска, схожего с металлическим люстром керамических изделий. Впервые, в 1863 году этим приёмом воспользовались мастера фирмы Лобмейр. В результате спрыскивания горячего изделия жидкой смесью хлористого олова с нитратом бария на поверхности стекла появлялись тонкие металлические плёнки: «иризы», создающие эффект люстрирования. В зависимости от соотношения компонентов и температуры возникает либо бесцветный, либо золотисто-жёлтый или красноватый блеск. Мастером этой техники был выдающийся художник по стеклу Луис Комфорт Тиффани, а также Эмиль Галле и братья Дом — главные представители школы Нанси во Франции, художники фабрики «Вдовы Йоханна Лётца» в Австрии[5].