Ирландские саги


Ирландские саги — условное название комплекса древних и средневековых ирландских эпических сказаний.

Скандинавским термином «сага» ирландские эпические сказания стали называть филологи Нового времени[1], сами же ирландцы именовали свои повествования scel или scéla («повесть», «история»)[2][1]. А. А. Смирнов оправдывает использование слова «сага» тем, что среди жанров европейского эпоса нет ничего подобного ирландским сказаниям, тем не менее, исландские саги наиболее им близки своими прозаической формой, сжатостью и реализмом[2].

Дошедшие до нас списки саг, восходящие к X веку, дают около 200 названий таких сочинений[1]. В средневековой Ирландии верховный поэт, оллам, был обязан знать 350 различных сказаний, из которых 250 считались «главными» (primscèla), и еще сто относились к категории «вводных», «предшествующих», или «дополнительных» (remscéla)[3][4]. Таков был первый принцип классификации саг в среде филидов. Следующим принципом было разделение сказаний по сюжетам. Сохранилось два списка сюжетов, вероятно, восходящих к источнику, существовавшему уже в X веке; в одном перечислены 17 видов, в другом 15, при этом 13 позиций совпадают в обоих перечнях[5].

Алвин и Бринли Рисы предполагают практический смысл в подобной классификации: возможно, что «Битвы» обычно исполнялись перед военным походом, «Похищения скота» перед барантой, а «Плавания» перед выходом в море[7], подобно тому, как истории с привидениями в англоязычном мире принято рассказывать в канун дня всех святых[7]. Это может объясняться религиозно-магическим восприятием сказаний, тем более, что сами саги утверждают, будто их исполнение при обстоятельствах, сходных с сюжетом, способно принести удачу[8].

Филология Нового времени предложила группировать ирландские саги по четырем циклам[8][9], в чем средневековые поэты никакой надобности не испытывали[10][11]:

В сагах этой группы все главные персонажи принадлежат к Племенам богини Дану[9], и это, в сущности, единственный критерий для включения, поскольку целостность свойственна этой категории в меньшей степени, нежели остальным[12]. Эти саги полны магии и превращений и победы в конфликтах одерживаются благодаря превосходству в тайном знании и чародейству[13]. При этом цикл лишен основных составляющих всякой оформленной мифологической системы — космологии и эсхатологии, поскольку у кельтов подобные знания являлись прерогативой друидов и большей частью исчезли вместе со жреческим сословием, передававшим свою традицию устно[12].