Искусство


Иску́сство (от церк.-слав. искусьство, ст.‑слав. искоусъ — искушение, опыт, испытание[2][3]) — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира[4]. Следовательно, искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. «Общеинтересное в жизни, — писал Николай Чернышевский, — вот содержание искусства»[5]. Совсем иначе определял сущность «волшебства, называемого искусством» Владимир Набоков: «В гамме мировых мер есть такая точка, где переходят одно в другое воображение и знание, точка, которая достигается уменьшением крупных вещей и увеличением малых: точка искусства»[6]. В рамках искусствоведения и связанных с ним понятий, в подобных определениях смешиваются понятия различного объёма и содержательного уровня: искусство, художество, отражение, образное мышление, творчество[7].

Определение и оценка искусства как явления действительности (бытия и сознания) — предмет длительных дискуссий. Понимание искусства менялось вместе с эволюцией философских, социальных, эстетических норм и оценок. Долгое время искусством считали способ культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному[8]. В этом смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника даёт следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими»[9]. Однако вместе с эволюцией социальных норм, этических и эстетических оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм, не только эстетических и художественных. В определениях марксистской эстетики советского периода искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм эстетической и художественной деятельности индивидуального и общественного сознания, часть духовной культуры как одного человека, так и всего человечества[10]. Таким образом, критерием искусства является способность вызывать эмоциональный отклик у других людей. Часть специалистов придерживается более узкой интерпретации: искусством называют собственно художественную деятельность и её результат — художественное произведение.


По часовой стрелке: автопортрет Винсента Ван Гога 1887 года; фигурка женщины, выполненная художником народа чокве; деталь картины «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли; и окинавский лев Сиса
Поль Сезанн. Бибемус, красная скала, 1895 г.[1]
Жан Огюст Доминик Энгр, Турецкие бани, 1862 г.
Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 × 25,2 см
Венера Виллендорфская, ок. 27,5 тыс. лет до н. э., Центральная Европа
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены. Помпеи (Дом Теренция Неона, VII, 2, 6). Inv. No. 9058. Неаполь, Национальный археологический музей
Тугра турецкого султана Махмуда II, выполненная арабской каллиграфией. Перевод: Махмуд-хан, сын Абдул-Хамида, вечно победоносный.
Ангел из Евангелия Хитрово. Андрей Рублёв, Конец XIV — начало XV века
Чен Хоншоу, автопортрет, 1635 г., эпоха Мин
Картина Оноре Домье, изображающая театр
Фотография Энсела Адамса — Хребет «Большой Титон» и река Снейк в национальном парке Гранд-Титон (Вайоминг, США)
«Пожар в здании парламента» Тёрнер, Джозеф Мэллорд Уильям, 1834 г.
Граффити на одной из стен в Риме.
Версаль: архитектор Луи ле Во открыл внутренний двор королевского дворца, чтобы создать курдонёр, который впоследствии был скопирован многими другими европейскими архитекторами
Йозеф Бойс, Перформанс Каждый — художник на пути к освобождению социального организма, 1978 г.
Ганс Вредеман де Врис — Лаборатория алхимика (1595).