Искусство Урарту


Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.

Искусство государства Урарту испытало сильное влияние мастеров соседней Ассирии, ведущей державы того периода. Расцвет урартского искусства пришёлся на VIII век до н. э. в период наибольшего возвышения Урарту. До наших дней дошли бронзовые статуэтки, ювелирные украшения, оружие и прочие изделия ремесленников Урарту.

Науке известно относительно небольшое количество памятников урартского искусства. В отличие от памятников других государств Древнего мира, все известные предметы урартского искусства могут быть охвачены одним исследователем.

Урартское искусство формировалось под большим влиянием соседней Ассирии и, несмотря на явные стилевые различия, в течение длительного времени считалось одним из направлений ассирийского. Вслед за ассирийским урартское искусство было ориентировано на прославление царя и государства, произвести впечатление богатством и пышностью[1]. Учёные и искусствоведы отмечают следующие характерные черты урартского искусства: 1) более выраженное, чем в других культурах Древнего Востока, следование канону; 2) предпочтение орнаментам в противоположность жизненным сценам; 3) тенденцию к многократному копированию старых образцов вместо дальнейшего творческого совершенствования[2][3]. Таким образом, стиль работы урартских ремесленников оставался неизменным в течение нескольких веков и, как следствие, постепенно всё более упрощался и примитивизировался[2].

В XIX веке пробудившийся интерес европейцев к древностям Ближнего Востока вдохновил археологов на наполнение европейских музеев. Однако в тот период о существовании Урарту науке не было известно, и развалины Тушпы и Русахинили на месте города Ван в Турции считались археологами следами далёкой и малоинтересной провинции Ассирии. Действительно, открытия при раскопках Ниневии, проводимых Лэйардом в Ираке, затмевали находки на берегу озера Ван. Долгое время поиск урартских древностей волновал скорее кладоискателей, чем археологов.

Таким образом, в XIX веке в европейские музеи (Британский музей, Лувр, Эрмитаж и другие) начали попадать предметы урартского искусства, добытые частными собирателями. Однако слабая изученность Урарту и отсутствие археологических данных привели к тому, что первоначально учёные классифицировали урартские древности либо как ассирийские, либо как Сасанидские. Лишь к середине XX века, когда изучение Урарту существенно продвинулось вперёд и когда расшифровали урартскую клинопись, памятники урартского искусства были корректно классифицированы. Большой вклад в изучение урартского искусства внесли также систематические археологические раскопки древних урартских городов Тейшебаини и Эребуни, проводившиеся в советское время на территории Армении.