Искусство это бизнес


Иску́сство — это́ би́знес (англ. Art is a Business) — концептуальный проект художника Алексея Парыгина, реализованный им в основном объёме с 2000 по 2017 годы.

Проект «Искусство — это бизнес» стал логическим продолжением авторской темы — «Созерцание денег», трансформировавшийся впоследствии и получивший дальнейшее развитие в концептуальных работах художника: «Искусство в лесу» и «Постурбанизм». Изначальное название «Искусство — это бизнес / Бизнес — это искусство» сформулированное в 2000 году, впоследствии сократилось до более лаконичного. Основой проекта стал перформанс «312/20», впервые публично показанный художником 21 января 2001 года в программе перформансов на ежегодно проходившем в 1990—2000-е годы «Фестивале Петербург», ЦВЗ Манеж (СПб)[1]. В аутентичном варианте текст к перформансу «312/20»[2], распевно исполняемый в течение двадцати минут на два голоса (высокий женский и низкий мужской), состоит из трехсот двенадцати ритмически повторяющихся строф, которые в процессе озвучивания превращаются в закольцованную дадаистскую мантру[3].

Сценография процесса выглядела так: я и моя партнерша по представлению <…> находились друг напротив друга на расстоянии примерно трёх метров. В процессе чтения текста мы стояли с поднятыми и чуть разведёнными в стороны прямыми руками (ладонями наружу), постепенно поднимая их вверх, в стилизованном жесте традиционной заступнической молитвы, иконографически отсылающем к классическому образу Одигитрии. Ровно посередине, между нами, дымился фимиам в виде пучка индийских палочек. Белёсая струйка сладковатого дыма медленно тянулась к потолку Манежа, подчеркивая сакральность многократно повторяемой двухголосой осанны: Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство. Искусство — это Бизнес; Бизнес — это Искусство…[4]

Коммерческая целесообразность — бог и основной двигатель для продвижения художника и его искусства. При этом самодостаточность маркетинговых стратегий усиливается пропорционально осознанию исчерпанности языковых возможностей искусства. Логичная монотонно повторяемая формула обессмысливается, постепенно становясь набором звуков, лишаясь какой-либо конкретной умозрительной нагрузки. Таким образом, вербальный лейтмотив изменяет изначально заявленную как данность смысловую наполненность представления (действия). Место лозунга и марша занимает психоделический рэп. Искусство — это бизнес, но становясь утилитарным и плоским, коммерческим и прикладным оно способно, как саморазрушающий себя огнём феникс восстать из пепла, переплавиться и переродиться в нечто совершенно иное, наполненное новой живой энергией[4].