Исповедь


И́споведь (церк.-слав. исповедь — словообразовательная калька от др.-греч. ἐξομολόγησις — «покаяние, признание»[1]) в авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) — добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом. Исповедь подразумевает раскаяние и решение о недопущении повторения греха.

С течением истории исповедь была индивидуальной (брата перед братом) и коллективной (всей общины), публичной (перед богослужением) и тайной (после службы, перед священником)[2].

Понятие исповеди часто встречается как в Ветхом Завете (Чис. 5:6—7; Лев. 26:40), так и в Новом Завете (Мф. 5:23—24, 6:14).

В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения[3]. Библия предписывает: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис. 5:6—7), также Лев. 26:40.

Ветхий Завет не предписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина (Быт. 4:13), Моисея (Исх. 32:31), Ахана (Нав. 7:20), Давида (2Цар. 12:13). Исповедь — многословна, лишь когда ей придаётся поэтическая (или молитвенная) форма: Пс. 38, 51; Езд. 9:6—11, 15; Неем. 1:6, 7; 9:6—35[3].

В Новом Завете исповедь обидчика перед обиженным человеком является обязательным условием перед произнесением молитвы Богу (Мф. 5:23—24, 6:14). В апокрифическом произведении Дидахе исповедь обидчика перед обиженным человеком является обязательным условием перед вкушением хлеба причастия, исповедь произносили публично при всей общине соверующих[4]. Новый Завет не устанавливает исповедь как проводимый в определённой форме обряд (в терминологии исторических церквей — «таинство»), в отличие, например, от Евхаристии или Крещения. В Новом Завете исповедь — это выражение (публичное или наедине) Богу своего раскаяния в грехах, в котором важна не форма, а содержание — покаяние, как изменение понимания — метанойя.