Историзм (искусство)


Историзм (нем. Historismus) — термин, используемый для описания тенденции в творчестве некоторых художников и архитекторов, с целью рассмотрения их работ как части всеобщего процесса развития культуры, поддающегося историческому анализу. Термин впервые применил в данном значении немецкий историк искусства Герман Бенкен для описания немецкой архитектуры периода романтизма, в частности, чтобы отделить подход к прошлому представителей романтизма от методов эклектики и движения ревайвализма, которые доминировали в западной архитектуре в конце XIX века. Однако со временем термин стал использоваться более широко и стал описывать общее увлечение историческими ассоциациями в искусстве и архитектуре XIX века, уже включая и эклектику и ревайвализм[1].

В российском искусствознании содержание понятия историзма в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XIX века сводится к обозначению стремления художников к воспроизведению духа и формы так называемых исторических стилей[2]. Выступает как сочетание различных «прошлых», «исторических» стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили)[3].

В английском языке термин историзм (англ. Historicism) был усвоен посредством заимствования из немецкого (нем. Historismus). Последний использовался в Германии в 1880-х годах, как пейоративный термин, с целью высмеять гипертрофированное внимание, уделявшееся историческому подходу, а позднее и исторической философии XIX века (в основном, гегельянской). Со временем термин стали использовать в контексте истории культуры применительно к тенденции развития искусства, прежде всего архитектуры середины и второй половины XIX века, выразившейся в особом внимании к прошлому и ревайвализме («возрождении») так называемых «исторических стилей». В более широком смысле, термин «историзм» стали применять просто для обозначения искусства большей части XIX века, чтобы отличать его от ревайвализма XVIII века и ревайвализма более раннего периода — от греческого и готического возрождения до византийского, раннехристианского, романского стилей, итальянского и французского ренессанса, елизаветинского и якобинского стилей и так далее[4].

В западноевропейской историографии последовательно возникли две близкие формы термина: историцизм (нем. Historicism) и историзм (нем. Historismus). Со временем первая стала означать различение настоящего и прошедшего; вторая — включение прошлого в современное, в частности форм художественных стилей прошлых эпох в новый исторический контекст и актуальную социокультурную среду. Термин историцизм ввёл в науку об обществе в середине 1930-х годов австро-британский философ и социолог Карл Поппер. Причём он использовал этот термин в критическом аспекте.