Историческая память


Истори́ческая па́мять (также коллекти́вная, или социа́льная па́мять) — система социокультурных методов и институтов, контролирующих и преобразующих важное для настоящего момента социальное знание в информацию о прошлом для передачи новым поколениям «накопленного общественного опыта». В научном обиходе встречаются эквивалентные понятия, некоторые из которых употреблялись в прежние времена: историческая память, коллективная память, социальная память, коллективный мозг, память человечества, память мира[⇨].

Коллективная память как объект рефлексии привлекла внимание исследователей достаточно поздно. Интерес к ней оформился в эпоху модерна, когда на смену традиционному укладу пришли новые установки в обществе. Если прежде сохранение прошлого происходило «автоматически» благодаря самому образу жизни в традиционном обществе, то в эпоху модерна ситуация изменилась. Представление о коллективной памяти как о предмете исследования сложилось благодаря французской социологической школе. Её видный представитель М. Хальбвакс, изучая этот вопрос в рамках социологических исследований, пришёл к выводу, что коллективная память, хотя и не даёт надёжного представления о реальном прошлом, представляет собой социальное явление[1].

Вскоре после него этот термин стали использовать другие исследователи: Барри Шварц (B. Schwartz), Говард Шуман (H. Schuman), Джон Скотт (J. Scott), Джеймс Вертч (J. Wertsch), А. Ассман. Французский историк Ж. Ле Гофф начал применять это понятие наравне с понятием «социальная память». Однако ряд авторов полагают использование термина «коллективная память» не совсем корректным, поскольку при этом непонятно, какой коллектив имеется в виду. Так как формирование образа прошлого у разных людей имеет свои особенности, исследователи считают более правильным употребление термина «социальная память». При этом во внимание принимается большая роль именно «социального фактора в формировании у нас образов прошлого»[2].