История науки


Исто́рия нау́ки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений, фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть прослежено во времени[1].

Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой — процесс его получения и использования людьми, добросовестная историография науки должна принимать во внимание не только историю мысли, но и историю развития общества в целом.[источник не указан 391 день]

Изучение истории современной науки опирается на большое количество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «учёный» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли своё занятие «натуральной философией».[источник не указан 391 день]

Хотя эмпирические исследования известны ещё с античных времён (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века (например, у Ибн аль-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона), начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.[источник не указан 391 день]

Научный метод считается столь существенным для современной науки, что многие учёные и философы считают работы, сделанные до научной революции, «преднаучными». Поэтому историки науки нередко дают науке более широкое определение, чем принято в наше время, чтобы включать в свои исследования период Античности и Средневековья[2].

Основания дисциплины истории науки, как и других исторических, были заложены в XVIII и XIX веках[3]. Дени Дидро (1713-1784) и Жану Лерону Д’Аламберу (1717-1783) в их «Энциклопедии, или толковом словаре наук, искусств и ремёсел» (1751-1780) характерна высокая оценка творчества мыслителей XVII столетия — Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Рене Декарта (1596-1650), Исаака Ньютона (1642-1727) и Джона Локка (1632-1704), за то, что они изгнали из своих трудов схоластику, «слепое преклонение перед древностью» и иные «надругательства".