История франков (Григорий Турский)


История франков (лат. Historia Francorum, фр. Histoire des Francs) — историческое сочинение (в 10 книгах, с автобиографией), посвящённое истории Франкского королевства, которое служит главнейшим источником для политической истории франкской династии Меровингов до лета 591 года[2] и представляет собой исключительный по своему значению памятник европейской культуры раннего Средневековья[3]. Написана на латинском языке знаменитым средневековым историком и епископом Григорием Турским во второй половине VI века, который позже был назван «отцом французской истории» и «Геродотом варваров»[4].

Изначальное заглавие труда точно не установлено. Сам автор в списке своих произведений (в эпилоге «Истории франков» книга X, раздел 31) обозначил его, как «десять книг „Историй“»[5] (Decern libri historiarum); сложившаяся в XVII веке издательская традиция закрепила за ним название «Церковная история франков» (Historiæ ecclesiasticæ Francorum / Histoire ecclésiastique des Francs), очевидно по аналогии с широко известным названием труда Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов». В современной историографии за хрониками закрепилось название «История франков», которое начинает присутствовать лишь в поздних рукописях X века.

Григорий Турский трудился над «Историей франков» около 20 лет (с 573 года), закончил всё своё сочинение в 591 году и тогда же снова пересмотрел первые четыре книги, сделав к ним особое дополнение (сохранившееся лишь в нескольких рукописях), носившее агиографический характер. Незадолго перед своей смертью в 594 году, Григорий ещё раз отредактировал всё свое произведение[2].

Для первых четырёх книг Григорий Турский использовал хроники, сочинения и письма епископов того времени — Сидония Аполлинария, Авита Вьеннского и Ремигия из Реймса, церковные легенды и агиографические сведения[6]. Особенно важными для него, видимо, были произведения историков V века Сульпиция Александра и Рената Фригерида, касающиеся первых войн римлян с франками. Также он во многом опирался на авторитет римского историка Евсевия Кесарийского и его «Церковную историю»[3]. Очевидно он обращался и к местным летописям, которые велись в епископских городах, к епископским и монастырским архивам. Библейские цитаты Григорий включает не только для доказательства истинности католического вероучения, но и для характеристики того или иного персонажа, события или явления.

Приближённый к королевскому дому, являясь важным лицом в церковной иерархии (род его принадлежал к высшему сенаторскому сословию, многие из этого рода были епископами), он был достаточно хорошо информирован о государственных делах и о событиях во всём королевстве, имел доступ к королевскому архиву. Нередко он использует официальные документы и вводит их в свой рассказ. Так, в 588 году Григорий привлекается королём Хильдебертом II к такой миссии, как подтверждение заключенного в 587 году Анделотского договора с королем Гунтрамном, текст которого он включил в свой труд[7].