История экономических учений


История экономических учений — наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических концепций на всём протяжении истории общественного производства.

Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан[1].

Экономическая мысль Античности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества[2].

Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия» и производный от него «экономика». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда, высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки[3].

Фома Аквинский (1225—1274) — итальянский богослов и экономист. Преподавал в Кёльне и Париже, и был частью группы католических учёных, известных как Школьники (Schoolmen), которые перенесли свои вопросы за пределы теологии на философские и научные дебаты. В трактате Summa Theologica он рассматривает концепцию справедливой цены, которую считает необходимой для воспроизведения общественного порядка. Во многом эта концепция похожа на современную концепцию долгосрочного равновесия, справедливой цены было достаточно для покрытия издержек производства, включая содержание рабочего и его семьи. Фома Аквинский утверждал, что для продавцов было аморально поднимать цены только лишь потому, что у покупателей острая потребность в продукте.

Одним из главных критиков Фомы Аквинского был Дунс Скот (1265—1308), родом из Дунса[en], Шотландия, преподававший в Оксфорде, Кёльне и Париже. В своей работе «Sententiae» (1295) он смог точнее, как он считал, чем Фома Аквинский, рассчитать справедливую цену, подчеркивая затраты на оплату труда и издержки, хотя он признал, что последние могут быть раздуты из-за преувеличения, поскольку покупатель и продавец обычно имеют разные идеи справедливой цены. По мнению Скотуса, если люди не получат выгоды от сделки, они не будут торговать. Скот сказал, что торговцы выполняют необходимую и полезную социальную роль, перевозя товары и делая их доступными для общественности.[4]