Исфахан


Исфаха́н[3] (произношениео файле; перс. اصفهان‎ — /esfæhɒːn/, среднеперс. Спахан[4]) — город в Иране на берегу реки Заянде, расположенный в 340 км к югу от Тегерана. Административный центр провинции Исфахан, третий по величине город Ирана (после Тегерана и Мешхеда). Население — 1 547 164 человек (2006)[5].

В городе расположено большое число памятников исламской архитектуры XIXIX веков. Особенно знамениты площадь Имама и пятничная мечеть — памятники Всемирного наследия. В Иране город часто называют Несф-е джеха́н («Половина мира»).

Название города Исфахан (перс. اصفهان‎) — арабизированная форма среднеперсидского Спахан (Spahān)[6], происходящего от древнеперс. spāda — армия. Слово спахан засвидетельствовано в различных среднеперсидских печатях и надписях, в том числе у зороастрийского жреца Картира. В Географии Птолемея оно выглядит как Аспадана и переводится как «место сбора для армии».

Город расположен в плодородной аллювиальной долине реки Зайенде-Руд, у подножья горной цепи Загрос. В городе относительно умеренный климат и регулярная смена сезонов. К северу от Исфахана на 90 км не существует никаких горных преград, и северные ветры дуют с этого направления спасая от знойных восточных песчаных. Исфахан расположен на главных маршрутах, пересекающих Иран с севера на юг и с запада на восток. Высота над уровнем моря — 1590 метров. Среднегодовое количество осадков — 125 мм. Температура колеблется от 7 до 27 С°. Зафиксированный температурный максимум 42 С°, а минимум −19 С°. Южные и западные окрестности Исфахана имеют горный рельеф, на востоке и севере — плодородные равнины.

История Исфахана прослеживается до палеолита. При последних археологических раскопках были найдены артефакты, относящиеся к палеолиту, мезолиту, неолиту, бронзовому и железному веку.

Древний Исфахан был частью Эламской империи. Под названием Аспандана он стал одним из главных городов Мидии, когда там поселились иранские мидийцы. Как только Кир Великий (прав. 559—529 гг. до н. э.) объединил персидские и срединные земли в империю Ахеменидов (559—330 гг. до н. э.), религиозно и этнически разнообразный город Исфахан стал примером легендарной религиозной терпимости царя. После взятия Вавилона в 538 году до н. э. Кир издал указ по которому вавилонские евреи могли вернуться в Иерусалим (см. Ездра, гл. 1). Вероятно некоторые из этих освобожденных евреев поселились в Исфахане вместо того, чтобы вернуться на родину. Персидский историк X века Ибн аль-Факих писал: «Когда евреи эмигрировали из Иерусалима, спасаясь бегством из Навуходоносора, они унесли с собой образец воды и почвы Иерусалима. Они не поселялись нигде и ни в одном городе, не исследовав воду и почву каждого места. Они сделали это пока они не достигли города Исфахана. Там они отдыхали, исследовали воду и почву и обнаружили, что они аналогичны иерусалимским. После этого они поселились там, возделывали землю, растили детей и внуков, и сегодня это поселение называется Яхудия»[7].