Гризелли, Итало Орландо


Итало Орландо Гризелли (итал. Italo Orlando Griselli, в Италии чаще Итало Гризелли, в России Орландо Оливерович Гризелли; 10 августа 1880[1], Монтескудайо, Тоскана — 4 августа 1958, Флоренция) — итальянский скульптор.

Родился в крестьянской семье, изучал технические дисциплины в Пизе. В 1903 г. перебрался во Флоренцию, где стал учиться на бесплатных курсах при Флорентийской академии художеств. В 1904 г. принял участие в конкурсе на памятник Джузеппе Верди в Милане, удостоившись почётного упоминания жюри. Дебютировал в 1905 г. на выставке во Флоренции, представив ряд бюстов других молодых флорентийских деятелей искусства, в том числе Альдо Палаццески и Джованни Папини.

В 1907 г. для монументального мемориального комплекса Витториано в Риме создал аллегорическую статую «Тоскана», в 1910—1911 гг. работал над скульптурной группой «Воинская доблесть» (итал. Il valore militare) римского Моста Виктора Эммануила II.

В 1911 г. впервые посетил Россию, приняв участие в конкурсе проектов памятника Александру II[2]. С 1915 г. жил в Петрограде. Исполнял заказы итальянского посольства в России, сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом. Выполнил бюст великого князя Константина Константиновича для установки в российских военно-учебных заведениях, бюст балерины Клавдии Павловой и др. Скульптура «Кузнецы» (1916) хранится в собрании Русского музея. Публиковал рисунки и карикатуры на военные темы. В 1918 г. участвовал в Выставке этюдов в Художественном бюро Надежды Добычиной (вместе с Н. Альтманом, Ю. Анненковым, М. Шагалом и др.)[3].

В 1918 г. стал автором памятника (бюста) Софьи Перовской перед Николаевским вокзалом Петрограда, открытого 29 декабря 1918 года[4], — вероятно, первого советского памятника женщине[5]. Согласно воспоминаниям Анатолия Луначарского, «когда открыта была кубически стилизованная голова Перовской, то некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят»[6]. Как указывает М. А. Чегодаева, «ничего особенно „футуристического“ в работе О. Гризелли не было», хотя «голова С. Перовской представала несколько огрублённой, может быть, несколько экспрессионистичной»[7]. Тем не менее, исполнительный комитет Петроградского совета рабочих депутатов в апреле 1919 г. постановил «в трёхдневный срок снять так называемый памятник Перовской, совершенно не отвечающий своему назначению», что и было сделано. По мнению Чегодаевой, тем самым «впервые, во всяком случае в русской истории, произведение искусства было „казнено“ не по политическим и не по идеологическим, а по сугубо художественным мотивам».