Итальянский карандаш


Итальянский карандаш, или чёрный мел, — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей. Иногда итальянский карандаш отождествляют с чёрным мелом и соусом, хотя технологии приготовления этих материалов различаются. В старое время, до эпохи фабричного производства, художники приготовляли угольные карандаши, сангину, пастель и соус самостоятельно. Угольные карандаши делали из смеси молотой жжёной кости и растительного клея с обжигом в домашней печи. Итальянский карандаш натурального происхождения, или «чёрный мел», состоит из глинистого сланца[1]. Итальянский карандаш используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий[2][3].

Карандаш даёт глубокий матовый бархатистый чёрный цвет, который легко растушевывается на бумаге. Бумагу используют наибольшей плотности, поскольку итальянский карандаш требует растушёвки, для чего используют щетинные кисти, тампоны или обычные тряпки. В старину применяли специальные кожаные тампоны. Наиболее распространённой в классическом искусстве является «техника трёх карандашей»: сочетание итальянского карандаша (чёрного мела), красно-коричневой сангины и белого мела.

Использовался уже в эпоху треченто; Ченнино Ченнини упоминает его в своем трактате; окончательно адаптирован итальянскими художниками в конце XV века. Им больше увлекались на севере Италии, в Ломбардии, в школе Леонардо да Винчи, и в Венеции, чем в Риме и Флоренции. Изготовлялись такие карандаши из чёрного глинистого сланца, добывавшегося в Пьемонте; позже преимущественно из порошка жжёной кости, который скреплялся растительным клеем.

Способствовал существенной перемене рисунка, как жанра: переходу от малого формата к большому и от мелкой, чёткой манеры рисования к широкой и более расплывчатой; также стала подчеркиваться не линия, а светотень.

Крупнейшими мастерами итальянского карандаша были Гольбейн-младший и художники французского карандашного портрета (Ф. Клуэ; Прюдон). Его великолепно использовал Тинторетто, а в эпоху барокко — Рубенс.[4]

Простые сорта современных итальянских карандашей изготовляют из целых кусков чёрного глинистого сланца; для лучших сортов чёрный мел толчётся в порошок, промывается, затем прессуется и формуется при посредстве какого-нибудь связующего вещества, клея.